Бюджет сурка: куда пойдут ваши налоги в ближайшие три года
Где обещанная программа реформ и вложения в человеческий капитал? Где сокращение расходов на оборону и рост образования и здравоохранения? Где технологическая революция, которую нам обещают с питерского форума этим летом? Когда все это будет — и будет ли вообще? Как добиться цели, которую поставил Путин — выйти на 3.5 % роста в 2019 году? На этой неделе недавно внесенный проект бюджета на трехлетку (2018-2020 годы) рекомендован к первому чтению. Да, здесь ужали, там добавили, но революции, разумеется, не случилось. О новом бюджете рассказала Маргарита Лютова.
Каждый раз одно и то же, как в знаменитом фильме «День сурка» — это про федеральный бюджет. Цифры в главном финансовом документе незначительно меняются, суть остается: две главные статьи расходов — это силовики и пенсионеры с бюджетниками.
Такая стабильность бьет по экономике. Расходы на оборону и безопасность вдвое больше, чем на поддержку экономики. Но силовые траты непроизводительны и к тому же непрозрачны. Так, в секретных расходах бюджета на 2018-й рекордно выросла доля оборонных — 38%, это максимум за 10 с лишним лет.
Большие траты на социальную сферу тоже не означают рост благосостояния. Основная часть соцрасходов — это пенсии, свыше 3 трлн руб. Но при этом страховые пенсии в ближайшие три года лишь незначительно вырастут в номинальном выражении, а с учетом инфляции — сократятся, предупреждает Счетная палата.
Расходы на человеческий капитал, то есть на здравоохранение и образование, тоже не растут. Отвечает за них не федеральный центр, а регионы. Их бюджеты в дефиците, даже на президентские указы едва хватает. За предыдущие восемь лет доля расходов на образование и медицины в России сокращалась, а в развитых странах — росла.
Но в бюджете есть место и оптимизму. Хоть и дутому. Например, Минфин верит в обеление экономики. Зарплаты выйдут из тени, налоги потекут в казну, а бизнес будет безбоязненно инвестировать. Цель хорошая, но ставка рискованная, констатируют эксперты Центра Развития ВШЭ: это ударит по частному сектору, а бороться лучше с государственным.
Больше никаких реформ в бюджете на ближайшие три года нет. Впрочем, что будет с экономической политикой нового срока президента — пока неясно. Через год узнаем, наступит ли в бюджете очередной день сурка.