«Впервые за 26 лет большинство не на стороне власти». Три белорусские женщины ведут борьбу с Лукашенко — на их митинги выходят десятки тысяч людей
В Беларуси полным ходом идет подготовка к президентским выборам, которые пройдут 9 августа. За неделю до их начала спецназ белорусского КГБ взял штурмом 33 боевика из ЧВК «Вагнер», которые якобы были направлены в страну для подрыва государственного строя. После их задержания ЦИК Беларуси организовал экстренный созыв кандидатов в президенты страны и объявил о том, что «в случае прямой угрозы безопасности страны» в Беларуси могут отключить интернет. По всей стране продолжаются митинги против Александра Лукашенко и в поддержку Светланы Тихановской, жены задержанного экс-кандидата Сергея Тихановского. На акции в ее поддержку приходят десятки тысяч человек. Как сейчас развивается обстановка в Беларуси и что еще будет делать Лукашенко для сохранения своей власти? На связи с Михаилом Фишманом — Светлана Тихановская, Вероника Цепкало и Мария Колесникова, представительницы Объединенного штаба оппозиции Беларуси, которые находятся в предвыборном туре по стране.
На часах сейчас 17.30 по Москве, и мы разговариваем со Светланой Тихановской, Вероникой Цепкало и Марией Колесниковой, которые объединенной оппозицией, объединенным штабом, который только что закончили митинг в городке к западу от Минска Молодечно и едут дальше в ходе своей предвыборной кампании. Светлана, Вероника, Мария, привет.
Здравствуйте. Привет.
Как ваше настроение, сразу спрошу?
Отлично, супер.
Только что у вас закончился митинг, это небольшой городок, и видно было, что вас там встретили тепло.
Очень тепло, да. Как и во всех остальных, мы ощущаем только поддержку.
Светлана, Вероника и Мария перемещаются, они едут на машине прямо сейчас, когда мы разговариваем, поэтому звук у нас может пропадать. Мы попробуем продолжать наш разговор. Сейчас, к сожалению, не было слышно, давайте попробуем еще раз.
Вероника Цепкало: Все хорошо, нам нравятся наши митинги, которые мы проводим, очень много неравнодушных людей. Ту поддержку, ту любовь, ту поддержку, которую нам сейчас оказывает белорусский народ, в каждом городе огромное количество людей, которые приходят на митинг объединенного штаба, на митинг Светланы Тихановской. Вчера у нас был большой митинг в Минске, по некоторым данным там было около 64 и выше тысяч человек, минчан.
МВД Белоруссии уже говорит, что там было 18 тысяч посетивших. Как вы оцениваете такую цифру? Это вот сегодняшние новости.
(смеются)
Светлана Тихановская: Нет, вы же видели картинку.
Мы видели картинку. Да, непохоже.
Мария Колесникова: Факты упрямая вещь, особенно в век интернета и цифровых возможностей.
Светлана Тихановская: Возможно, они посчитали за десять минут до начала или за полчаса.
Вероника Цепкало: Или своих сотрудников посчитали.
Светлана Тихановская: Да, своих сотрудников посчитали, с собаками.
После того, как вот эта история стала известна, про арестованный спецназ от «Вагнера» и так далее, власти сказали, что будут дополнительные меры безопасности на митингах, на выступлениях в ходе агитации. В чем это проявляется, как вы это ощущаете на себе?
Светлана Тихановская: Кстати, мы почувствовали. Спасибо большое государству, они поставили по периметру ограждение, с помощью металлоискателей проверяли каждого входящего человека. И сами милиционеры по периметру стояли и охраняли порядок, большое вам спасибо за поддержку.
Вероника Цепкало: Мы ощущаем, мы чувствуем огромную помощь со стороны государства, спасибо за это.
Вот я вижу сообщения, что вам запрещают вашу агитацию вешать на билборды, все-таки у вас есть проблемы серьезные.
Мария Колесникова: Это связано с самим течением избирательной кампании. С самого начала, еще с мая, у всех кандидатов абсолютно не равные права, и это было как бы и все 26 лет на самом деле, поэтому здесь ничего нового. Но мы способны изобретать новые инструменты, привлекать людей с помощью интернета на наши митинги, офлайн и онлайн, мы прекрасно себя в этом чувствуем. И мне кажется, что вот это количество людей, их реакция, это как раз самое лучшее доказательство того, что если воля народа требует перемен, то это никак запретить билбордами, телевидением и радио невозможно.
Вероника, если я правильно понимаю, вас вызывали сегодня силовики к себе. Что это было?
Вероника Цепкало, представитель штаба Валерия Цепкало: Да, меня вызывали сегодня, отдел по борьбе с экономическими преступлениями, Министерство внутренних дел Беларуси. Меня вызывали по заявлению турецкоподданного гражданина, который написал заявление против моего супруга в Следственный комитет, в МВД, в Генпрокуратуру, и это как-раз таки было связано, мой вызов в МВД был связан с дачей пояснений и объяснений в рамках вот этого заявления, которое было спровоцировано, или скажем, подано турецкоподданным гражданином.
Светлана, вы вчера говорили о том, что эту историю с «Вагнером» привязали к вашему мужу, эти дела объединены, по крайней мере, это следует из заявления Следственного комитета, вы говорили вчера об этом на митинге. Какие у вас все-таки чувства это вызывает, эта история? Это касается вас лично.
Светлана Тихановская: Да, вы знаете, долго, как я уже говорила, мы думали, к кому привяжут этих, эту группировку, как ее правильно называть, то ли пикеты отменят, то ли какую-то провокацию совершат на одном из пикетов. Но привязали к Тихановскому. Но, по крайней мере, я это знаю из средство массовой информации, потому что такая информация, у меня нет подтвержденной специально, поэтому из средств массовой информации я узнала, что этих боевиков-силовиков привязали к делу Тихановского. Но также мы потом видели заявления с российской стороны, что это их боевики, и они ехали транзитом через Беларусь. Как сейчас будут развиваться события, будем следить. Но, конечно, это низко и подло со стороны властей, в принципе, но ничего другого, к сожалению, на данный момент от них мы ожидать не можем.
А чего вы еще ждете? Вы ждете каких-то новых, не знаю, возможно, ограничений? Вот была эта информация про ограничения интернета в день голосования, возможно, еще какие-то будут введены меры дополнительные, ходят слухи про передвижение военных сил. Что вы про это думаете и предполагаете?
Светлана Тихановская: Вы говорите, чего вы еще ждете? Мы ждем честных выборов, на которых не будут голоса сфальсифицированы. А то, что нам предлагают власти, мы просто будем каким-то образом обходить все их преграды, которые они чинят нам на этом пути. Как сказала уже Мария, мы найдем инструменты, чтобы двигаться дальше.
Вы презентуете в ходе ваших выступлений ваши проекты, это «Голос», «Честные люди», вот только что я еще раз это услышал, это все сработает, это получится?
Мария Колесникова: Это независимые инициативы, которые возникли по желанию самих людей, которые хотят защищать свой голос, а мы их, естественно, очень поддерживаем.
Вероника Цепкало: Там у нас ряд инициатив есть, как вы правильно сказали, «Голос»…
Светлана Тихановская: Смотрите, нам машут, машут, девочки, смотрите, это люди стоят…
Вероника Цепкало: Это нам люди машут, представьте.
Это происходит, у нас без чего-то шесть, половина примерно, шестого, и Светлана, Вероника и Мария едут из Молодечно. Куда вы едете, кстати, сейчас?
В Лиду!
В Лиду. Вот из одного населенного пункта в другой, с одного предвыборного митинга на другой предвыборный митинг, и прямо на дороге это единственный способ сейчас поговорить с кандидатками, с кандидатом и штабом, если угодно. На что вы рассчитываете во время выборов, какой результат вы должны получить, сколько это должно быть голосов? Как вы оцениваете, есть ли какие-то прикидки?
Мария Колесникова: Мы рассчитываем на победу.
Вероника Цепкало: Победа, только победа!
Мария Колесникова: Другое дело, я понимаю, с какой идеей вы задаете вопрос, то есть девятого числа возможно ли ЦИК озвучит честные цифры или нет, мы не знаем. Но мы точно знаем, что те процессы, те механизмы, которые запущены в самом обществе, что нас сейчас абсолютное большинство, впервые за 26 лет электоральное большинство не на стороне действующей власти. Это абсолютно очевидно и нам, и народу, и чиновникам, и силовикам, и действующей власти. Просто надо в этом признаться и дать спокойно строить новую Беларусь всем белорусам, вот и все, здесь уже от нас ничего не зависит.
Что от вас хотят еще люди? У вас есть три пункта программы, мы их все уже четко понимаем: новые выборы, референдум по Конституции, освобождение политзаключенных. Что еще люди хотят?
Мария Колесникова: Перемен.
Вероника Цепкало: Да, перемен. Больше всего люди хотят и просят перемен. Люди хотят нового президента, люди устали от действующей власти на протяжении последних 26 лет. Мы хотим, чтобы наша страна стала новой страной, новой Беларусью, с нормальными зарплатами, с хорошим уровнем жизни, с хорошей системой здравоохранения, с развитым образованием для детей, чтобы мы стали жить достойно, так, как живут, по крайней мере, или не хуже, чем живут наши соседи. Поэтому мы просто хотим перемен и честных выборов.
Проблема в том, что конечно, борьба будет тяжелой и придется за голоса бороться. Смогут ли ваши избиратели отстоять голоса, поданные за вас, когда и если Лукашенко объявит о своей победе в первом туре, например? А это, мне кажется, такое вероятное развитие событий.
Мария Колесникова: Все в руках самих белорусов. Сейчас тот исторический момент, когда им никто не поможет, кроме их самих. Им не поможем мы, им не поможет ни Запад, ни Восток, сами белорусы в этот момент должны решать свою жизнь и брать за это ответственность. Мы дали им возможность, мы верим в то, что это возможно, мы верим в Беларусь, мы верим в перемены. Сейчас вот девятого числа каждый будет стоять перед таким же выбором, поэтому здесь ответственность лежит на самих белорусах.
Вероника Цепкало: Своим примером мы показываем, что жизнь можно изменить, что нашу судьбу можно изменить. Судьба белорусского народа: хотят они жить, как жили последние двадцать шесть лет…
К сожалению, въехали в зону плохой связи. Мы примерно поняли, что Вероника Цепкало, Мария Колесникова и Светлана Тихановская делают и думают в ходе своей предвыборной кампании. Вот нам удалось с ними связаться в процессе переезда из одного населенного пункта, из Молодечно, в Лиду, из одного городка в другой. Предвыборная кампания продолжается, и на мой взгляд, мне кажется, что штаб, оппозиционный штаб Светланы Тихановской на данный момент, по крайней мере, сейчас полон энтузиазма.
Вероника Цепкало / Facebook
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.