«Аватары Путина»: почему Шойгу возглавил список «Единой России» и как Кремль создает новую Госдуму
30 июня на прямой линии президент Владимир Путин сообщил, что со временем может назвать человека, достойного возглавить страну. «Подойдет время, и я, надеюсь, смогу сказать о том, что такой-то или такой-то человек, по моему мнению, достоин того, чтобы возглавить такую замечательную страну как наша родина — Россию», — сказал он. Ранее 19 июня на съезде «Единой России» Владимир Путин сообщил, что министр обороны Сергей Шойгу, министр иностранных дел Сергей Лавров, главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко, сопредседатель ОНФ Елена Шмелева и уполномоченный по делам ребенка Анна Кузнецова возглавят федеральный список единороссов на выборах в Госдуму. Новую Госдуму и возможного преемника Михаил Фишман обсудил с политологом Николаем Петровым
Я хотел сначала вас спросить про выборы. Как вы видите? Собственно, практически неизвестных не осталось, единственное, еще партия «Яблоко» не провела свой съезд, и там, собственно, на самом деле чувствительный вопрос о том, кого из несистемных или полусистемных политиков эта партия согласится, так сказать, обнять и поддержать, даже, может быть, включить в список.
Но в целом мы видим первую пятерку «Единой России», мы знаем уже одномандатников, мы знаем списки. Насколько это вычищенная следующая Государственная Дума, как ее видят в Кремле и лично Владимир Путин, конечно, потому что он, очевидно, лично смотрел на списки?
Вы знаете, хотя Кремль приложил все усилия для того, чтобы действительно все вычистить, мне кажется, возможности для сюрпризов, конечно, остаются, и они в первую очередь связаны, на мой взгляд, с КПРФ и с тем, что на федеральном уровне коммунисты пошли навстречу пожеланиям Кремля, от которых, естественно, трудно отказаться, хотя мы увидели Грудинина, который не нравится Кремлю, третьим номером в их списке. Но на местах, похоже, кампания отдана на усмотрение региональному партактиву, и тот же список КПРФ по Москве, мне кажется, представляет…
Во главе с Рашкиным.
Да, рашкинский.
Были слухи, что его могут слить.
Да, были, и в этом смысле, мне кажется, КПРФ и Зюганов находятся в сложном положении, маневрируя между Кремлем с одной стороны и региональными активными молодыми коммунистами с другой. Но то, что мы видим, позволяет считать, мне кажется, что в этот раз у коммунистов есть не только хорошие шансы улучшить свой результат по партсписку, но и существенно больше кандидатов провести в одномандатных округах, и здесь как раз срабатывает против Кремля та тактика, которую мы видели, выжженной земли, да. То есть когда убираются все мало-мальски оппозиционные кандидаты, то, по сути дела, наигрывается результат кандидата-коммуниста, который на этом фоне единственный часто выглядит как более или менее настоящая оппозиция Кремлю.
То есть коммунисты на самом деле в следующей Думе будут не совсем те коммунисты, которые такие, какие были в этой Думе. Они могут себя как, более свободно чувствовать, более независимую точку зрения излагать?
Я думаю, что и это тоже, и это зависит от их количества, да. То есть в сегодняшнем положении они очень сильно ограничены тем, что и без них Кремль может провести, мог провести в уходящей Думе любые нужные для него решения, хотя мы видели, что коммунисты часто занимали, декларировали позицию, отличную от Кремля и от всех остальных миноритариев Государственной Думы.
Но вижу я, собственно, два основания считать, что следующая Дума может оказаться существенно отличной, и в лучшую сторону, с точки зрения какой-то конкуренции и декларирования позиций, чем нынешняя: и потому что пропорции могут поменяться, и «Единая Россия» совсем не обязательно сохранит квалифицированное большинство, а даже если и сохранит, она заплатит за это цену, да.
С другой стороны, действительно придут новые люди, в том числе и по спискам КПРФ, которые будут вести себя иначе, а это важно не только с точки зрения того, как будет работать следующая Дума, но и с точки зрения того, как будет выглядеть наша партийная система, потому что зюгановская КПРФ уходит в прошлое, ЛДПР с уходом Жириновского, наверно, исчезнет.
И уходом из Думы его сына Игоря Лебедева, который на этой неделе заявил, что в следующем составе парламента его не будет. Тоже важный момент.
Это правда, кто-то считает это иллюстрацией того, что Жириновский сразу после выборов уйдет, а без него ни у Лебедева, ни у ЛДПР, в общем-то, шансов сохранить политическую субъектность нет. А вот КПРФ ― очень важно, кто наследует Зюганову, и от того, как будет складываться кампания сейчас, как будут работать коммунисты в регионах, мне кажется, в том числе зависит и это.
Как вы видите эту первую пятерку «Единой России» во главе с вечным Шойгу?
Я вижу это как демонстрацию того, что, выбирая между тем, этих отмыть или новых нарожать, Кремль решил не делать ни того, ни другого, да, то есть он не вкладывается в то, чтобы улучшить каким-то образом имидж «Единой России», хотя кто-то говорит, что в августе вдруг Дума может собраться и принять популярное решение об отмене, скажем, пенсионной реформы в том виде, в каком она сейчас идет. Как это сыграет, трудно сказать, но видно, что Путин не готов ни поставить свой политический капитал и возглавить список «Единой России», ни выдвинуть ― а понятно, что это было его решение ― кого-то, кто мог бы рассматриваться как потенциальный преемник, да. У нас в пятерке «Единой России» два ровесника Путина.
Они не преемники, да.
Такие аватары Путина во внешней политике и в военной сфере, которые считаются самыми большими путинскими успехами, а три других человека ― это люди без политического веса. Как бы «Единая Россия» ни выступила на выборах, их судьба не связана с большой политикой.
И вопрос, который я не могу не задать. Только что стало известно, что ректором, исполняющим обязанности ректора Высшей школы экономики назначен Никита Анисимов, 43-летний ректор Дальневосточного университета. Как вы смотрите на эту замену Кузьминова на Анисимова?
Это интересный ход, и мне кажется, он отчасти проливает свет на логику того, что произошло. Да, ожидали, что освобождается место либо для какого-то крупного деятеля, который пойдет в тираж, либо для какой-то фигуры, которая использует тот мощный бизнес-проект, каковым является Высшая школа экономики. Пока мы этого не увидели, хотя второй сценарий возможен, потому что Анисимов выглядит как технократ, но кто придет с ним и кто реально будет контролировать и финансовые потоки, и весь мощный бизнес ― это большой вопрос.
Но пока это выглядит так, как будто бы это делается в спешке перед выборами, не с точки зрения перераспределения важных активов, а скорее с целью принять необходимые превентивные меры, чтобы студенты московские не играли бы роль каких-то дрожжей во время избирательной кампании и сразу после, чтобы их жестко контролировать.
Фото на превью: пресс-служба Кремля