Американский сценарий эпидемии. Россия повторяет ошибки США, где уже более 85 тысяч зараженных
Количество зарегистрированных пациентов по состоянию на 27 марта в России уже превысило число в 1000 человек — и, наконец, президент Путин и чиновники стали действовать более решительно. С 28 марта президент своим указом ввел нерабочую неделю пока до 5 апреля, хотя уже сейчас понятно, что 5-м апреля дело, конечно, не ограничится. Логика у властей довольно простая: из дома выходить не запрещаем, но вводим каникулы и закрываем все, что можем закрыть, — и тогда выходить на улицу будет просто незачем. Михаил Фишман попытался разобраться, насколько серьезная вспышка эпидемии ждет Россию, к чему готовятся власти и достаточно ли предложенных ими мер.
России в любом случае уже относительно повезло: мы не на передовой, а значит, вроде бы есть возможность учиться на чужих ошибках. Всего в мире уже полмиллиона официально зарегистрированных больных. Китай еще на прошлой неделе первым победил вирус именно жесточайшим карантином и теперь постепенно открывает Ухань и перезапускает экономику.
В Италии продолжается катастрофа — 712 погибших только за один вчерашний день. Но есть и хорошие новости: в Италии число смертей (единственный, увы, четкий параметр, потому что он не зависит от тестирования) не растет уже в течение нескольких дней. Это значит, что карантин начал работать и постепенно дает эффект.
Другая ситуация в Испании, где тоже разворачивается катастрофа — 718 погибших за один только последний день. К сожалению, пока рано говорить, что по экспоненциальному росту заражений нанесен ощутимый удар. Эксперты говорят пока только про луч надежды, но и он за последний день скорее погас, чем стал ярче:
The Guardian: Цифры дали проблеск надежды на следующий день после того, как страна зафиксировала одно из самых высоких в мире число погибших в результате пандемии за один день — 738 человек. Эта цифра затмила данные Китая. Министр иностранных дел Испании Аранча Гонсалес Лайя признал, что некоторые вещи можно было бы сделать по-другому, но сказал, что общенациональное «состояние тревоги» и запрет, введенный 14 марта, начинают давать результаты.
Обратим внимание на дату 14 марта: луч надежды который пока не очень похож на луч забрезжил через две недели после введения полного карантина. Главврач Коммунарки Денис Проценко говорит, что мы выйдем на пик в середине-концу следующей недели, но как это возможно, если только со следующей недели заработает карантин, и то не полный? Эти картины пока не сходятся.
На этой неделе США обогнали Китай и вышли на первую строчку по зарегистрированным больным. Самое тяжелое положение пока в Нью-Йорке: 23000 заболевших и 365 погибших больных, а на штат Нью-Йорк пока приходится почти половина случаев, зарегистрированных по стране, и это похоже по пропорциям на положение, в котором сегодня находится Москва. Почему Нью-Йорк? По очевидным причинам — главный город, где очень много людей постоянно соприкасаются друг с другом:
CNN: В любое время дня жители Нью-Йорка собираются вместе в метро, натыкаются друг на друга на тротуарах и сидят в барах и ресторанах — и все это несет потенциальную угрозу. Они живут в людных многоквартирных домах, на одних лестничных клетках, пользуются одними лифтами. Система соединяет людей во всех пяти районах, поэтому у большинства людей нет автомобилей, которые в противном случае могли бы разделить людей. «Мы привыкли к толпе», — сказал мэр Нью-Йорка Билл де Блазио. — «Мы привыкли быть рядом».
Сравните с Москвой — может быть, внутри Садового кольца не такая плотность населения, как на Манхэттане, Москва беднее, а значит люди и особенно старики меньше проводят времени вне дома, но в целом многое совпадает.
Итак, как эпидемия развивалась в Америке?
20 февраля — 15 случаев. Тамошние чиновники еще посмеиваются и дежурно напоминают, сколько людей в год умирают гриппа. 1 марта — 75 случаев. 7 марта — 435. 14 марта — 2770. 21 марта — 24190. Сегодня — больше 85000.
А теперь посмотрим на Россию: 15 марта — 63 случая. 22 марта — 306. 27 марта — 1036. Мы почти повторяем американский сценарий по регистрации больных, но с лагом примерно в две недели. Почти — потому что мы отстаем на третьей неделе, но на эти цифры в целом надо смотреть осторожно, потому что они отражают не только саму болезнь, но и объем тестирования. Тем не менее, сегодня, в эту пятницу, в Москве трое погибших. И такая же картина в Америке по состоянию на 7-8 марта: да, три случая это статистически слишком маленький объем данных, но тем не менее это примерно те же две-три недели задержки. Очень вероятно, что мы сегодня там, где американцы были две-три недели назад. Отмотаем эти две-три недели, откроем «Нью-Йорк Таймс» за 9 марта — это примерно наш сегодняшний день. Заголовок: «В Администрации Трампа жесткая дискуссия о том, что говорить народу».
NY Times: С самого начала попытки администрации Трампа предотвратить вспышку вируса, который сейчас быстро распространяется по всему миру, были отмечены бурными внутренними дебатами о том, как далеко можно зайти в раскрытии правды американцам. Даже несмотря на то, что правительственные ученые и ведущие эксперты в области здравоохранения рано подняли тревогу и настаивали на агрессивных действиях, они столкнулись с сопротивлением и сомнениями в Белом доме — особенно со стороны президента — в связи с пугающими финансовыми рынками и разжиганием паники.
Похоже? Как мы уже говорили, у Кремля в принципе есть преимущество — возможность учиться на чужих ошибках. Но у американцев такая возможность тоже была и они плохо ей воспользовались. И перед тем, как оценить действия российских властей сегодня, давайте посмотрим, какие ошибки на старте совершили американцы. Что они вообще делали.
Во-первых, американцы еще в январе закрыли въезд в страну из Китая и тем, кто недавно был в Китае. Это было разумно, правильно и позволило задержать проникновение вируса, чтобы лучше подготовиться к его встрече. Россия тоже закрыла сухопутную границу и авиасообщение с Китаем 30 января — 1 февраля. Чартеры правда закрыли на две недели позже. Но, как потом говорил бывший глава американского Центра по контролю за заболеваниями (аналог нашего Росздравнадзора) Том Фриден, эту паузу, этот выигрыш во времени американское правительство просто проело, потратило ни на что, выкинуло в мусорное ведро. Например, начались бюрократические проволочки с тестированием:
Vox: Независимые исследователи проекта по изучению гриппа в Сиэтле, запросили разрешение на проведение собственного теста. Им в этом отказали. «Мы чувствовали, что сидим, ожидая возникновения пандемии», – сказала доктор Хелен Чу, руководившая проектом. «Мы могли бы помочь. Мы ничего не могли сделать». Лаборатории по всей стране запросили разрешение Управления по контролю за продуктами и лекарствами на проведение собственных тестов и столкнулись с задержками.
И один в один эта картина повторилась в России: частные лаборатории готовы были начать тестирование, но им не разрешали. Причем в Америке действовали практически те же правила, что и в России: брать пробы только у тех, кто приехал из Китая (а в России до недавних пор: из Китая, Ирана и Италии). Вот вирус и приехал из Куршевеля, как признался на этой неделе Сергей Собянин:
По Москве я вижу что происходит. Через Москву прошла половина всех людей, приехавших из-за границы. Половина! Многие побывали в Куршевеле, привезли просто чемодан вирусов оттуда
И мы даже примерно понимаем, что это за москвичи, и уже знаем, что коронавирус с особой силой бьет по элите: по звездам, спортсменам, знаменитостям, просто богатым людям. По крайней мере, они приняли на себя первый удар в Европе — на горнолыжных курортах.
По состоянию на 9 марта американцы взяли всего 8500 проб, по состоянию на 23 марта всего по России официально было проведено гораздо больше тестов — 185000. Но, во-первых, по Москве, а тут половина случаев всего 28000. Во-вторых, не до конца ясно, как оценивать российскую статистику, во-вторых, все-таки с момента начала эпидемии в Китае прошло больше времени. К сегодняшнему дню в США протестированы больше полумиллиона человек.
До конца февраля американские чиновники настаивали, что не привозных, а внутренних заражений у них в стране нет. По подсчетам Тревога Бедфорда, вирусолога из центра Фреда Хатчинсона по борьбе с раком в Сиэтле, на конец февраля в Америке было не 70 официальных, а 7000 реально зараженных коронавирусом. Если это так, то можно предположить, что в России столько зараженных было примерно в середине прошлой недели. И если бы тогда в конце февраля американцы действовали так же, как южные корейцы: поголовное тестирование, жесткое отслеживание путей распространения, и так далее, — то вирус уже был бы побежден, как в Южной Корее. (
И главный волнующий нас вопрос: куда на отметке двух недель после ста случаев повернет российская кривая. По сути, эта отметка наступает на выходных.
И здесь интересен пример Германии. 47 с лишним тысяч заражений, это пятое место в мире, но меньше 300 погибших. Возвращаемся к тому, с чего начали: количество смертей — самая надежная статистика, и Германия — чемпион. В Италии смертность 9.5%. Во Франции — больше 4%. В Германии — 0.4%. Да, очень много заболевших — но все живы. Как так? В южной Европе более пожилое население, другие традиции социализации среди стариков — все в кафе сидят, а не дома, — но главная причина другая:
Washington Post: По словам экспертов по инфекционным заболеваниям, главная причина различий заключается в том, что в первые годы после вспышки эпидемии Германия работала над отслеживанием, тестированием и локализацией очагов инфекции. Это означает, что у Германии более точная картина масштабов вспышки, чем в тех местах, где проверяются только явно симптоматичные, наиболее тяжело больные или пациенты с наибольшим риском. «Вначале, когда у нас было относительно немного случаев, когда приходилось их находить и изолировать, мы неплохо справлялись в Германии», — сказал Рейнхард Буссе, глава департамента управления здравоохранением в Берлинском технологическом университете. «Это главная причина».
Могут ли российские власти похвастаться такими же успехами? Пока никаких оснований так думать нет. Это не значит, что все совсем плохо. Очевидно, что у России перед Америкой есть несколько преимуществ. Школы были закрыты или перешли на удаленку практически одновременно 16-17-20 марта — то есть в России раньше на те самые две-три недели. Калифорния первая объявила тотальный карантин ровно неделю назад, 20 марта. Нью-Йорк после споров и проволочек перешел на карантин только на прошлых выходных, 23 марта. Карантин и тестирование — по-прежнему, два основных инструмента замедления эпидемии. И если по тестам Москва пока отстает, по карантину — пока обгоняет.
Фото: Сандурская Софья / Агентство «Москва»
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.