Николай Сванидзе. 22 июня 1941года
Дождь вместе с проектом «Прожито» представляют акцию «Первый месяц войны».
В день 75 годовщины начала Великой Отечественной войны мы в прямом эфире читаем советские дневники, написанные в первый месяц войны. О чем думали люди, которые только прожили с войной только несколько недель и еще не знают, что она продлится четыре года?
Николай Сванидзе читает дневник музыканта Владимира Швеца.
22 июня
Владимир Швец, музыкант, 25 лет
Этот день пусть будет проклят в истории всего Человечества! Он так коварно начинался: такое солнце сияло после дождя!
Я ушел в парк и нарезал пучок свежих, едва распустившихся роз. Когда вернулся, опьяненный солнцем и тишиной, росой, испачкав в грязи ноги, Сережа, ночевавший у нас, уже играл.
Потом мы занимались, и он сказал, что я ему мешаю: я пел сольфеджио. Вдруг вбегает мама. Бледная. Говорит, что может сообщить «новость». Немцы, как передавали по радио, бомбили Киев и Севастополь.
В городе паника, скупают продукты.
Первые слезы матерей. Разносят розовые, как раны, мобилизационные повестки. Движение грузовиков у военкомата. Сережа сказал, что должен немедленно идти домой. Он сложил свои книги и был очень мрачный. Играл Аренского. Он еще пошутил, что хоть «Берлин увидит». Я не могу, не хочу с этим согласиться!
Мама сама поехала к отцу. С каждой минутой растет тревога.
О, я бы утопил весь мир своими слезами, если бы мог! Он слишком подлый и все лишь разрушает преждевременно! Для чего столько учиться, ждать, надеяться, взбираться, чтобы вдруг все потерять? Такое преступление!
Боже мой, я сам не знаю, что говорю и что со мной делается!
*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.