«Я комик, который пришел не для того, чтобы кусать и унижать». Илья Соболев — про пародии на Плющенко и Безрукова, шутки о религии, YouTube и ТВ
В гостях программы «Еще не вечер» — комик Илья Соболев. Обсудили его пародии на агитационные видеоролики на тему голосования по поправкам в Конституцию про Евгения Плющенко и Сергея Безрукова, политику в мире комедии, поговорили, как шутить, чтобы вызвать смех, но никого не обидеть, действительно ли современный юмор основан только на пошлости, на какие темы Илья Соболев никогда не будет шутить, стоит ли бояться использовать тему религии в своих выступлениях, где лучше работать: на телевидении или YouTube.
Я приветствую всех, кто смотрит телеканал Дождь, я приветствую всех, кто смотрит наш прямой эфир на нашем канале в YouTube. Меня зовут Тихон Дзядко. Это программа «Еще не вечер», программа, в которой мы говорим с теми, кто делает YouTube, кто активен в YouTube, работает в нем, кто YouTube интересен. Это программа, в которой вы задаете напрямую вопросы нашим гостям во время эфира, а также мы собираем вопросы до эфира. Наш сегодняшний гость не в Москве, потому мы будем общаться с ним по видеосвязи, это стендап-комик Илья Соболев. Илья, приветствую.
Добрый день, здравствуйте, hello.
Да, hello. Присылайте ваши вопросы здесь, в чате YouTube, мы будем их адресовать Илье. Ставьте лайки, тогда эту трансляцию увидит как можно больше народу, все традиционно. Мы собирали вопросы до эфира, больше всего было, к слову, не вопросов, а благодарностей за пародии. Вот, например, некто Зубарев пишет: «Поблагодарите за гениальную пародию Евгения Плющенко». Вот благодарю, передаю благодарность Илье Соболеву.
Спасибо.
Расскажи про эти пародии на ролики Плющенко и Безрукова по голосованию по поправкам, больше всего вопросов было посвящено им. Почему ты решил их сделать?
Знаешь, на самом деле вся эта история с пародиями, она изначально затевалась как юмор и не более того. То есть там ролики просто, которые в какой-то момент были достаточно популярны и привлекательны и для зрителей, и в принципе как объект для какой-то пародии, они в общем-то и попали туда. То есть там помимо этих двух роликов еще достаточное количество, не связанное ни с темой какой-то, просто лишь для того, чтобы сделать пародию и посмеяться над тем, что мне, как комику, кажется там отчасти смешным.
Просто ты ведь видел всю реакцию, которая последовала, Навальный перепощивает видео, сторонники позиции «против» поправок говорят «Соболев наш! Соболев с нами!», это, наверное, было неизбежно.
Слушай, меня, конечно, уже приписали там ко всем лагерям, к каким только можно, но я, знаешь, я стараюсь донести до зрителя, до своего и до нового, который появляется у меня, о том, что комедия, которой я занимаюсь, она у нас немножко отсутствует, такая, скажем так, такая форма сатиры. Но она имеет место быть, комедия, она не обязательно про отношения, мне вот интересно и близко посмеяться над тем, что происходит вокруг, ну вот я как бы этим и занимаюсь. А кто над этим смеется там, какие-либо там стороны, я знаю, что много людей и по другую сторону смеются над этими пародиями.
Я просто обратил внимание, что в интервью, которое ты давал год назад, по-моему, Радио Балтком, ты сказал: «Я пока не умею шутить про политику». Получается, научился или это просто такой ситуативный проект?
Знаешь, глобально тут политики, я даже не знаю, наверное, она здесь косвенно присутствует, но она сейчас присутствует всюду, сейчас куда ты не плюнешь, везде она есть, то есть она везде запустила свои щупальца, и ты как бы волей-неволей про это шутишь. Но я конечно бы хотел делать это более осознанно и более серьезно, как это делают большие комики на Западе, в Америке.
Сейчас я об этом спрошу. А почему, кстати, российский стендап настолько аполитичен? Ведь если говорить про западный, если смотреть особенно после того, как, например, в Америке стал президентом Трамп, весь американский стендап это сплошной антитрампизм и сплошная политика. В России этого нет.
Почему этого нет в России? На самом деле все эти шутки присутствуют, все про это шутят, просто это как бы, наверное, не доносится до каких-то широких масс, мы в интернете. Комики, которые как бы занимаются комедией не на каких-то федеральных больших каналах все шутят про это, да и комики, которые занимаются на каналах, про это шутят. Что-то нельзя шутить, знаешь, у кого есть цензура у каналов, поэтому.
Какая из твоих пародий тебе кажется самой удачной? Уже не только про Безрукова и Плющенко говорим, а в целом.
Знаешь, в них в каждой есть какая-то… Удачная или неудачная пародия, это можно судить сейчас по охвату по какому-то, по количеству лайков, они в принципе все получают положительный отклик. И я бы, наверное, назвал удачной ту пародию, которая получила одобрение, одобрение именно у зрителя, потому что количество, популярность ее, наверное, зависит от персоны, про которую ты сделал, поэтому сказать, знаешь, на кого ты сделал пародию, на самого популярного. Вот, наверное, так получилось, что это вот был Евгений Плющенко и Яна, как бы она сильно разлетелась по всем, и шоу-бизнесу и так далее, но она была сделана с той же, если мне можно сказать, как комику, с тем же трепетом, что и пародия, не знаю, из «Веселых смешных», помнишь, был чувак, который матерился на турниках, где был мэр Новокузнецка, то есть точно так же по-веселому она придумана была ради того, чтобы люди посмеялись.
Наш зритель спрашивает: «Была ли обратная связь от героев твоих пародий?», таких вопросов, кстати, много здесь.
Слушай, была, конечно. Я всем стараюсь объяснить, что это… Короче, я вот считаю так, я как комик, который пришел не для того, чтобы кусать и унижать, хотя я это делаю в своих турах, в своих концертах, но это всегда происходит с максимально положительным откликом от объекта, даже унижение. То есть люди, над которыми смеется потом зал, они смеются вместе со мной. Все те, кто, например, напрягаются, таких очень мало, но такие встречаются, как правило, они уходят, и я им всегда говорю вслед: «Ну ладно, сорри, я не хотел тебя обидеть». Так же и здесь.
Я про это сейчас спрошу. Но вот именно пародии, не знаю, вдруг там Елена Малышева звонила и возмущалась, или Безруков обиделся.
Ну может и обиделись, не знаю. Я не знаю. Яна мне писала. Она писала мне, я долго ей объяснял о том, что это пародия, вроде как она поняла это. Она даже где-то опубликовала, ответ о том, что когда Ксюша выпустила пародию, она сравнивала наши пародии и зрительные симпатии отдались мне, и она сказала, ну да, это больше про юмор, я это поняла теперь. Так и есть.
Давайте поясним, что речь про Ксению Собчак, которая тоже выпустила пародию на этот ролик с агитацией голосовать, который выпустили Яна Рудковская и Евгений Плющенко. Женя Стаминский здесь в чате спрашивает: «Соболев, как планируешь дальше развиваться в жанре пародии? Планируешь ли подключать их в часть своих выступлений?»
О, я бы очень хотел. Я бы очень хотел сделать пародию длинную каким-нибудь одним персонажем, целый стендап-концерт, как некоторые комики на Западе делали. Ссылаюсь на Запад, потому что там школа очень сильная, поэтому мы всегда все на них равняемся.
Хорошо, тогда перейдем к выступлениям. Я за последние несколько дней посмотрел столько выступлений Ильи Соболева, сколько не смотрел, наверное, за всю свою жизнь. Признаться, для меня все это немножко новый мир, и у меня создалось впечатление, что залог хорошей реакции зала это две вещи: первое — это шутки про секс, второе — это жесткие оскорбления находящихся в зале. Так ли это?
Нет, конечно, нет. Действительно, шутки у меня есть «ниже пояса», откровенные очень вещи. Но это не для того, чтобы сыграть на каком-то шоке, я действительно считаю, что это весело, и я то, что делаю, мне кажется это смешным, только субъективно мне, и уже зритель разделяет там мою позицию или нет. Поэтому там есть шутки про и «ниже пояса», и так далее, пока меня это веселит, я об этом шучу. Что касается унижения в зале, это технология, условно говоря, придуманная, скажем так, не мной, но мной освоенная. Это обычный разговор с залом — с хейтерами, люди в зале часто, приходя на комедию, хотят быть яркими, выделиться из толпы и часто кричат мне вещи какие-то из зала оскорбительные и так далее. Я, пользуясь этой волной, отправляю им свою, и вот на этом в общем-то часто и строится комедия.
Вопрос, почему это вызывает такой восторг аудитории? Потому что про соседа говорят, что он жирный и тупой? Или потому что говорят про меня, что я жирный и тупой, и таким образом меня заметили и я стал звездой хотя бы в зале, где все происходит? Как ты это для себя объясняешь?
Как бы никто не говорит про кого-то, что он жирный и тупой.
Я сейчас утрирую, да.
Но если человек жирный и тупой, и это все видят, когда-то он сам на этом, так скажем, «прогорит», потому что он тупой, и люди посмеются над этим и без моего, так скажем, прямого указа на это, а моими шутками мы плавно к этому подойдем. То есть мы всегда следим за тем, что в общем-то и есть у человека, то есть, знаешь, мы какие-то ярлыки не вешаем, чтобы его унизить, если человек там сидит, и мы как бы шутим про то, что он тупой, а он не тупой, это не будет работать.
Ты уже начал говорить о том, как реагирует аудитория, кто обижается, кто уходит. Часто ли это бывает?
Ну на моей практике мы два раза выгоняли сами людей всем залом.
А люди эти что делали?
Например, они в одном городе начали выпивать и курить, сидя в центре зала. Это, естественно, всем не понравилось, как и мне. Было очень много про них шуток, сначала зал весь смеялся, а потом мы просто на три-четыре сказали матершинное слово… Как сказать, тут нельзя, наверное, говорить, но…
Я думаю, что мы примерно поняли.
Идите, идите лесом. Но это все сказали, полторы тысячи человек, это было единение, и люди со мной были солидарны полностью. А второй раз кто-то ушел, по какой-то причине люди уходили. Я один раз позвал на улице просто, мы там снимали какой-то дневник тура, и мы позвали человека просто, взрослого какого-то такого солидного дядьку на концерт, дали ему билет. Он пришел, отсидел буквально минут восемь и ушел. В другой раз мы позвали женщину, которой было за пятьдесят-шестьдесят лет, она отсидела все время, после концерта подошла и меня обняла. И тут как бы, ну разные люди бывают.
А есть вообще какой-то, не знаю, портрет стандартного посетителя твоих концертов? Может быть это, не знаю, парень 25-35 или здесь нет какого-то общего показателя?
Слушай, ну это точно не дети. Это не 16, редко 18 лет, 20-25, часто с парами, но в основном мужчины. Мужики, парни, активные достаточно. И часто, в Москве, например, вполне себе успешные, там и бизнесмены, и так далее. Те, кто любит такой юмор, хлесткий, резкий, они сами по себе такие, по жизни.
А где лучше принимают? Принимают лучше в Москве и Питере или лучше принимают в регионах?
Я бы не сказал, что где-то сильно отличается. В Москве своя там какая-то специфика, далеко в регионах, конечно, чуть-чуть попроще, там, знаешь, там, короче, люди часто приходят за тем, чтобы посмеяться. В Москве иногда проходят за тем, чтобы просто посетить мероприятие, например, бывают такие люди.
Сделать селфи.
Кто-то приходит, типа да, для чего-то. А там как бы конкретно, артист приехал, это не так часто. В Москве мы часто выступаем, и люди уже привыкли к этому.
А ты как-то меняешь программу в зависимости от того, где это происходит, в Москве-Питере или где-то в регионах российских?
Нет. Только вот моя начальная часть, где я разговариваю с людьми, она всегда разная, потому что всегда разная аудитория. Там, где женщины сидят, в твоем стиле, в Твери выступаю — там по-своему.
Есть ли случай, что ты приехал в город и понял, что больше туда не вернешься выступать никогда, потому что прием был настолько плохой, что возвращаться не захотелось?
У меня был какой-то случай, это было давно, еще до стендапа, я выступал, под Новосибирском есть город, на «Б»… Братск, может такой быть? Братск где-то там?
Вполне.
И там было очень специфично, потому что после выступления подошли ребята какие-то, типа как они себя назвали «смотрящие за городом», позвали меня к себе, и там была такая очень странная атмосфера такого балдежа, знаешь. Мне это немножко несвойственно как бы отрываться, но ребятам как бы привычно, и мне было немножко там неуютно. Поэтому, наверное, если бы я туда и поехал, то я бы точно так не продолжил вечер.
Иван Чужаков пишет: «Привет, земляк, из Красноярска». А во сколько ты уехал из Красноярска?
В 23, наверное, в 24 года.
Часто возвращаешься туда?
Я был пару раз с какими-то разными проектами. Но так, чтобы специально, нет, вообще не езжу.
А почему? Нет никакой ностальгии по родине?
Ностальгии никакой нет. Родители у меня живут в Питере, я их перевез сюда к себе. А ностальгия, знаешь, ностальгия была, я конечно ездил в город, когда приезжал туда с концертом, еще по каким-то там вопросам, и знаешь, ходил вот по тем местам, по которым не ходил с 24 лет. И удивительным образом там вообще ничего не поменялось, я сразу подумал, типа, условно говоря, я уехал и особо там ничего не потерял, потому что там ничего и не изменилось.
Главное воспоминание о Красноярске какое осталось?
Наверное, спорт, я спортом занимался до 18 лет примерно, пару лет как раз такие важные для меня, такой спорт в подвале школы-интерната.
Ты понимаешь, почему люди вроде тебя, активные, уезжают из регионов в столицы, а дома не остаются?
Да.
Почему?
Во-первых, когда я уезжал, сейчас я не знаю, как это все происходит, подозреваю, что так же, но может и нет, я, занимаясь юмором, занимаясь таким, так скажем, шоу-бизнесом условным, дошел до какого-то момента, когда нужно было делать что-то большее. Я начал мечтать поступить в театральный институт, о каких-то телевизионных карьерах, о каком-то другом шаге, более длинном юморе. Но в Красноярске тогда, я не знаю, как сейчас, это было невозможно сделать. Не было людей вокруг с таким опытом, не было телевидения, не развито, шоу-бизнеса как такового нет. Как бы это все централизованно, очень сильно обособленно в Москве присутствует, поэтому это даже невозможно сделать в Питере так. У нас Москва это главный город во всем, в частности, в том, чем занимаюсь я.
Кстати, нас поправляют в чате, пристыжают меня, в частности, Братск в Иркутской области, а имелся в виду Бердск Новосибирской области. Спасибо.
Бердск!
Спасибо всем, кто нас поправляет. Давайте сейчас посмотрим фрагмент одного из шоу Ильи Соболева, небольшой фрагмент. Шоу «Можно ваш телефончик?», поясню для зрителей, человек дает Илье Соболеву свой телефон, если я не ошибаюсь, и десять минут Илья Соболев делает с ним все, что хочет, вытягивая бумажку из специальной корзины. Продержался эти десять минут человек, не нажал на колокольчик — получил вознаграждение. Какая, кстати, судьба шоу? Насколько я понимаю, последняя серия вышла три месяца назад. Оно будет продолжаться?
Да, будет. Как только можно будет собираться беспрепятственно и сидеть комфортно, не опасаясь за здоровье, конечно, будет. Это такое достаточно популярное и любимое многими.
Поясни, пожалуйста, мне, в чем как бы, в чем фишка? Поставить человека в максимально неловкое положение?
Во-первых, это желание проверить, насколько человек может, так скажем, далеко зайти в каких-то взаимоотношениях с людьми, с близкими, с чужими, насколько человек может себе позволить шутить над теми, кого он любит, уважает, ценит и никогда бы не шутил в реальной жизни так над ними.
То есть в каком-то смысле это почти как Comment Out?
В каком-то смысле, да. Но Comment Out, который уже тырит некоторые ходы у нас, потому что мы-то не выходим сейчас. Comment Out делает это со звездами, мы делаем это с обычными людьми. Comment Out пользуется, у них есть задания, как бы которые нужно выполнять в случае невыполнения, у нас же нужно все это выполнить, или ты просто уходишь.
Ты бы согласился принять участие, как гость, в подобном?
Нет, страшно. Однажды у нас был конкурс с карточками, я отдал свой телефон человеку, которого до этого мы просто невероятно сильно, просто мы зашли очень далеко. Чтобы ты понимал, он был приезжим с Мурманска, по-моему, и у него был в телефоне единственный контакт, один из немногих контактов, это был дядя, очень серьезный, видимо, человек, который писал ему в комментариях типа «Спишь? Срочно домой! Позвони маме» и так далее. И мы очень сильно так шутили, что… Короче, это надо смотреть, дяде написали, что этот парень гей, его племянник, я разговаривал с ним по телефону, дядя очень сильно напрягся. После этого была карточка, и парень взял мой телефон, и вот тут я испугался, потому что он мог позвонить так же моим родителям и сказать то же самое, чтобы я потом объяснял, он мог взять телефон любого человека из телефонной книжки. То есть там это было страшно.
Здесь пишет в комментариях некто Владимир Ильич: «Современный юмор основан на пошлости, если ты не используешь мат, то ты не интересен. И пошло все это с Comedy Club».
Я совсем не согласен с тем, что человек говорит, потому что юмор это настолько многогранная история. Открою вам тайну, КВН, который наверняка обожаем этим человеком, имеет разновидность, называется «Черный КВН», это момент, когда эти же самые КВНщики, которые выступают вполне себе в розовом свете по Первому каналу, шутят в подвале безумно пошлые вещи, в разы пошлее, чем Comedy Club, и как бы это тоже вид юмора. Comedy действительно стал говорить пошлые вещи, материться и шутить «ниже пояса» первым, одним из первых, да, наверное, первым, что ли, и он сделал это трендом. Сейчас, например, если вы посмотрите мой концерт в Перми, который я записывал последний, «2020», там не так много мата, он там вполне себе уместный. Я не думаю, что этот человек, который написал, использует мат, вернее, не использует мат вообще по жизни. Да конечно, его все мы где-то как-то применяем, но как бы в рамках дозволенности и в рамках ситуаций каких-то. Так вот конкретно в этом концерте, там мата не так много, как в других выступлениях, да и в Comedy сейчас мат встретить можно крайне редко. Поэтому я не согласен.
Здесь тебя спрашивают, не жалеешь ли ты о том, что ушел из Comedy Club?
Знаешь, я не ушел глобально там, я не хлопал дверью, просто мы втроем перестали выступать, в силу разных обстоятельств, и я даже благодарен этому событию, потому что я больше посвятил время себе и как-то сформировался как комик самостоятельный, чего не мог сделать в Comedy Club, к сожалению. При этом я же не ушел, я же там есть, у меня там есть рубрика какая-то. Может быть, сейчас новый сезон, может быть, еще что-то будет от меня, но это уже будет зависеть глобально, получится или нет.
Есть вещи, про которые ты никогда не будешь шутить, просто табу?
Я, честно сказать, не могу пока этого понять, наверняка они есть. Я считаю, что темы, про что можно шутить или не про что можно шутить, сильно зависят от того, как это делать, потому что можно очень сильно плохо пошутить и про, не знаю, про радугу, а можно про нее пошутить очень даже хорошо, или про маму, то есть можно все эти шутки, тем как таковых нет, это форма, то есть люди шутят ужасные вещи про бублик и про сосиску.
Здесь сразу вспоминается, что произошло в январе с твоим коллегой Долгополовым, который был вынужден уехать из страны после того, как были обвинения в оскорблении чувств верующих. Ты его тогда поддерживал, записывал видео в поддержку, рассказывал, что тебе приснился Иисус. Например, про религию ты боишься шутить, решаешься шутить или нет?
Знаешь, я считаю, ничего плохого нет в шутках про религию, смотря как это делать. Когда я смотрю, я не часто это делаю, но просто в виде, так скажем, какого-то просто опыта, знаешь, вот эти все есть какие-то конфессии, они очень громко кричат в микрофон, западные, католические священники или там какие-то пасторы, они очень много декламируют на большую аудиторию, под музыку, очень громко. И там часто есть шутки, которые они шутят, это язык общения. То есть юмор, это всего лишь инструмент, и действительно можно пошутить очень оскорбительно про религию, а можно пошутить так, что оскорбления в этом не будет. Но люди, которые хотят оскорбиться, они оскорбятся на все, что угодно, и мы видим примеров очень много. Если человек фанатично уверен в том, если люди разных вер, у них есть какие-то там, условно говоря, свои законы, свои табу, и нарушение или если кто-то делает так, как они не считают нужным, не верят, не считают необходимым, они будут ненавидеть этого человека просто вот… А некоторые фанатично к этому относятся, тут невозможно угадать.
Нет, ты же когда пишешь свои выступления, бывает у тебя или нет такое, что нет, вот это я, пожалуй, вычеркну, это перебор, это лишнее.
Такое есть, конечно, такое есть во всех темах абсолютно. Ты всегда понимаешь, что есть внутренний цензор.
А чем ты руководствуешься, когда понимаешь, что здесь граница?
Помимо моральных каких-то границ, уже ты можешь регулировать это все законами, которые появляются, прецедентами, которые уже случались. Ты в любом случае понимаешь, где ты это делаешь: ты это делаешь на публике, ты это делаешь на телевидении, ты это делаешь перед живыми людьми, в массе которых, может быть, те люди, которые как бы взорвутся от того, что ты скажешь что-то про бога, в которого они верят. Богов так много, к сожалению, и людей, которые в них верят, тоже, поэтому тут надо как бы ходить не как по минному полю, но хотя бы типа думать, что ты говоришь.
Тебе становится сложнее работать или нет, от месяца к месяцу?
Нет, я бы так не сказал. Знаешь, наверное, сложнее становится, я не профилируюсь на этой комедии, если бы сейчас запретили шутки «ниже пояса», мне бы пришлось сложнее. Условно говоря, кто-то бы начал обижаться за шутки про гениталии, про секс и так далее, немножечко бы сложнее мне пришлось. А сейчас нет.
Здесь в чате на YouTube очень многие пишут про прическу Ильи Соболева, просят меня про нее пошутить, но здесь в этой паре Илья Соболев шутит, а не я, я задаю ваши вопросы, продолжайте их присылать в чат под трансляцией. Спрашивает Ника Кучерова: «Планируется ли пародия на телеканал Дождь, Илья?».
Кстати, вот на Тихона можно сделать пародию.
Отлично, я жду. Можно прямо сейчас.
Я бы знаешь как ее сделал? Я бы знаешь как тебя показал? Во-первых, ты всегда почему-то, даже когда мы с тобой говорим, ты почему-то в кадре у меня смотришь все время, как будто бы перед тобой там чем-то машут таким, знаешь…
Смотри сюда, смотри сюда!
Куда, куда? А у тебя реакция не очень хорошая…
Я здесь, здесь! Где, не вижу?
Да где ты, черт тебя подери?! Ну, типа того.
Окей, идем дальше. «Илья Соболев, что вы думаете о комедии Александра Долгополова? Почему у его творчества так много поклонников и чем его комедия отличается от вашей?» — спрашивает Коко Май.
Мне нравится почерк у Саши, у него он есть точно. Я не скажу, что мне нравятся все шутки или я над ними смеюсь, но мне кажется, что очень важно это иметь какой-то почерк, когда ты понимаешь, человек выходит, говорит что-то, и ты чувствуешь, знаешь, как у Жванецкого, ты понимаешь, что это вот, когда ты слушаешь Жванецкого, это такое «О, это вот Жванецкий». Вот я когда смотрю там что-то у Саши, я говорю: «О, это Долгополов, классический Долгополов», а уже там смешно, не смешно, это уже второй вопрос. А от моего отличается, наверное, тем, что, ну как, стилем. Чем отличается Лайма Вайкуле от Агилеры, или от Аллегровой? Как бы своим исполнением, внешностью. Думаю, что мы делаем то же самое, просто по-своему.
Максим Пономаренко: «Какие отношения с Данилой Поперечным? Не делите ли вы аудиторию?»
С Данилой хорошие отношения. Аудиторию, возможно, отчасти мы ее и делим. Не сказал бы, у нас был концерт одновременно в Москве, в декабре у него была съемка и у меня была съемка, в мой у меня был полный зал, и у него был полный зал. Но мы точно делим аппаратуру, потому что когда мы ее забронировали, нам сказали: «К сожалению, аппаратура вся ушла к Поперечному». И нам пришлось искать в других источниках.
Александр Ткачук: «Прожарка» на ТНТ-4 будет продолжаться?»
Да, обязательно будет продолжаться. У нас уже есть люди, интересные очень для «Прожарки», и я всем, кто смотрит, призываю, посмотрите эту программу, она, мне кажется, достойная, что не так часто встречается в России.
Александр Дорофеев: «Спросите про Джона Карлина, почему он юзает его образ, неужели так сложно свой придумать?»
На самом деле, знаешь, почему люди так начали писать? Потому что я вышел в черной майке и в черных джинсах на сцену и начал шутить. И многие подумали, что это Джордж Карлин. Но я могу назвать Кевина Харта, например, который выступает в черном, и у него есть цепи, как у меня, на шее, но почему-то никто не написал про это, и в сапогах. И как правильно заметил Ваня Ургант в своей программе, когда вышел концерт, к нему пришел Пресняков, и он сказал о том, что когда-то в девяностых Пресняков выступал в черных казаках, в черной джинсах и в черной майке, и так же сейчас выступаю я, но как бы никто не говорит, что я похож на Преснякова.
Здесь, кстати, спрашивают, какой любимый западный комик из современных, на кого ориентируешься больше всего?
Из западных комиков? Современных не сказал бы, что я поклонник большой современной комедии, она мне кажется, так скажем, многие комики шутят над комедией уже там. И я, так как нахожусь здесь в России, и здесь комедия находится в таком зачаточном состоянии, мне кажется все, что сейчас происходит в комедии, это такой некий перегной, на котором потом что-то вырастет, но без этого невозможно, чтобы что-то выросло. Я ориентируюсь на комиков достаточно классических, мне нравится Крис Рок, Эдди Мерфи, мне нравится, кстати, и Карлин, и Дара О’Бриен, то есть я в принципе, наверное, старомоден в этом плане.
Вот то, что происходит сейчас на Западе, там же было несколько скандалов, связанных с политкорректностью, буквально недавно Джимми Киммел приносил извинения за свои номера с black face, причем выполненные лет десять или пятнадцать назад. Это нормальный процесс или это убивает стендап?
Слушай, ну то, что сейчас там происходит, это в принципе, мне кажется, очень странно. Это коснулось и комиков, за black face, ну… Ты представляешь, что можно было сделать, Чарли Чаплин, по-моему, он же там вообще был часто вот такой, его бы, наверное, уже линчевали. Наверное, политкорректность на Западе им мешает, потому что, конечно, у них есть уже так много тем, которые действительно нужно обходить. У нас их не так много, скажем так. Наверное, пока.
Наверное, пока, да. Стараюсь смотреть в камеру, чтобы не искать человека, который бегает там, который бегает за камерой и за которым я все время стараюсь успевать взглядом, не всегда удается.
Ты просто положил куртку в коридоре, и чтобы ее никто не стырил, ты смотришь.
Конечно, все время проверяю на всякий случай, а то там кошелек и ключи от машины там лежат. Где легче работать, в телеке или в YouTube?
Тут надо понимать, кем работать. То есть в YouTube, например, я работаю всеми вообще, так скажем, всеми областями, я и снимаюсь, я и там пишу, с ребятами мы пишем вместе, мы и авторы, я и там пытаюсь увидеть это как режиссер, и на монтаже стараюсь присутствовать, и стараюсь это все контролировать, и думаю, что одеть, и так далее. Там так много профессий, что в YouTube что-то делать самому, это надо быть реально вообще многостаночником. В телеке ты актер, или ты автор, или ты автор-исполнитель, все. За тебя там все остальное делают. Конечно, легче намного в телеке.
Но когда ты работаешь сам, кто тебе помогает твои шутки писать, проверять? На ком ты их проверяешь?
Слушай, в Питере здесь есть ребята, два человека, с которыми мы «штурмуем», обсуждаем, придумываем многое очень того, что я делаю на YouTube. В Москве все, что связано в телеком, у меня тоже есть, Андрюха вот, его зовут Андрей Чегутаев, автор, который очень много пишет и писал на ТНТ, и со мной вот мы вместе с ним работаем. Поэтому здесь очень трудно одному, практически невозможно. Большие комики, которые по типу, знаешь, Крис Рок или Кевин Харт, которые добились мировой признательности, миллионного состояния и так далее, у них есть команды, и они с ними делают, творят, и это нормально.
Игорь Морозов пишет: «Прокомментируйте творчество Джима Джеффриса». Я, к стыду своему, не знаю, кто это.
Я, честно, глубоко не посвящен, знаю несколько каких-то его битов, какую-то часть концерта. Ну, не знаю, я не фанатею, скажу честно. То есть для меня он как бы, может быть, повторение кого-то из тех, кого я знаю, из больших, отчасти. Но я знаю, что у него очень большая фанатская аудитория, поэтому, наверное, он классный, надо поизучать.
На кого из российских коллег ты ориентируешься? Например, Иван Ургант является для тебя неким, не идолом, но неким ориентиром, которому ты хочешь соответствовать?
Знаешь, мне кажется, Ваня — это пример того, когда человек занимает точно свое место, и обладая очень эрудированной, так скажем, головой (посмотри там, можно так говорить?), очень эрудированный человек, и он умеет шутить, он пользуется тем, что у него есть. Он берет очень развитый мозг свой, начитанный, сочный, которые пестрит знаниями, пышет, берет умение шутить, он знает схемы придумывания шуток, органично он это делает, он это все соединяет, и в том месте, где он должен находиться по жизни, это все транслирует. Поэтому это просто, знаешь, совпадение всего того, что нужно. Главное — найти себя и встать на свое место. И естественно, нужно развивать себя, читать книги, это очень важно для комика, безумно.
Ты нашел себя, ты на своем месте находишься? Или есть все-таки некое место, до которого Илье Соболеву хочется дойти и еще далеко?
Я иду точно куда-то туда, я иду точно по той дорожке, но я еще не так сильно, не такой умный, как хотелось бы.
Хорошо, а где ты себя видишь через пять лет? Довольно банальный вопрос, но тем не менее. Чем хотелось бы заниматься?
Знаешь, я бы хотел попытаться, может быть, уйти в какую-то сатиру, стендап-сатиру, как-то пытаться шутить о том, что происходит. Мне кажется, в этом есть прелесть. Но при этом я знаю, что я останусь самим собой, я не смогу обойти темы, за которые меня кто-то там полюбил, и которые ждут от меня пошлые, откровенные, резкие и необычные какие-то вещи.
А твои дети, кстати, смотря твои выступления?
Пару раз было. Мне дочь говорит: «Папа, ты так материшься». Я говорю, конечно, но это, говорю, лишь сцена, дома же я не матерюсь. А я дома не матерюсь. Она говорит: «Нет». Ну вот, это такой, как бы плохой хулиган. Но некоторые вещи она видела по телевизору, я не матерюсь, она смотрела, она говорит: «Смешно ты там кривляешься, прыгаешь, падаешь».
Спрашивает еще один наш зритель: «Не думал ли ты о том, чтобы уехать на Запад? Например, попробовать стать комиком в Штатах».
Знаешь, на самом деле такая цель — стать комиком на Западе и уехать туда, я такой цели не ставлю. Но выступить там, как русский комик с комедией, это я такую цель ставлю себе куда-то далеко. Но это очень сложно. Это сложно, вот как ни крути, но это трудно. Но это и есть путь, тот человек, который больше всего посвятит времени этому из России, тот туда и поедет. В этом нет ничего невозможного абсолютно.
А это трудно почему? Там же есть огромная русскоязычная аудитория.
Нет, это же мы говорим не про русских, не для русских выступать, а для американцев, допустим, для европейцев, конечно. Для русских сейчас не проблема выступать, мы ездили с Comedy, у меня вот тур был запланирован в Америку на осень, но в связи с событиями все это куда-то сдвинулось дальше. И это не проблема, а вот выступать для них, о них, про них, чтобы они смеялись, вот это сложно. Но повторюсь, поедет и сделает эту историю тот, кто больше этому отдаст себя.
Это же почти нереально, здесь нужно настолько проникнуться культурой и ее понять.
Казалось бы, да, но когда мы смотрим переведенный стендап или кто-то в оригинале, мы же понимаем, о чем это и смеемся над этим. То есть у нас нет такого, что они шутят про что-то и смеются, а нам это чуждо. Есть, конечно, конъюнктурные комики, которые реально уходят очень, есть мусульманский комик там какой-то, я смотрю, в зале сидят все женщины в этих своих национальных штуках, там индусы какие-то там, ну, не индусы, по-моему, он мусульманский комик, и он шутит об этом, и они об этом смеются. Но это точно не история русского комика, который поедет туда и будет про это шутить, скорее всего, он будет шутить на какие-то универсальные темы, которые будут близки, им и нам они близки. Мы смеемся над их комедией и сейчас, значит, что-то у нас есть общее.
Спрашивают здесь, общаешься ли ты со Смирновым и Ивановым, не в ссоре ли вы? И как они отнеслись к твоему уходу?
Общаюсь. Мы как-то, знаешь, в какой-то момент мы все просто поняли, что лошадь больше мертва, чем жива, хватит ее пинать, и просто пошли дальше в разные стороны. Это было печально, мне безумно нравилось творчество трио, но видимо, оно было конечно, и этот путь был конечен.
Мирон спрашивает: «Были ли предложения прорекламировать голосование по поправкам?».
По поправкам? Не было.
Не предлагали. Еще вопрос, вернее, несколько человек его задавали, почему ты удалил пародию на Безрукова. Я, кстати, не обратил внимания, что ты ее удалил. Почему?
Вот в случае с этой пародией было обстоятельство, и я ее удалил.
Была просьба?
Была просьба друга, да.
Была просьба друга, окей. Вот здесь мне скажут, были ли конфликты с Безруковым? Ведущий, заметь. Я заметил, я перестал озираться по сторонам и собственно наконец-то этот вопрос задал.
Он меня заблокировал. Не знаю, почему. Конфликта не было, я с ним не конфликтовал, но он меня заблокировал почему-то в Instagram, не знаю, почему.
Он тебя заблокировал в Instagram, понятно. Были ли отклики от героев пародий? Вот, судя по всему, это отклик и есть. Здесь просто опять вопрос про отклики. Алексей Алешин: «Ведущим какого мероприятия хотел бы быть?».
Ведущим какого мероприятия? А знаешь, я на самом деле как-то хотел вести какую-то премию большую, и мне предложили, я вел в том году большую премию музыкальную, мне понравилось очень. А так в целом я сам реализую то, что хочу делать, так как я сам занимаюсь, веду шоу какое-то там, куда-то приглашают, в основном частные праздники. В принципе я все, что хочу, то и веду.
А ты часто ведешь корпоративы?
Да. Корпоративы, свадьбы веду иногда.
Это не бесит? Это не является таким, знаешь, таким типа, давайте позовем обезьянку, он будет тут перед нами здесь пять часов развлекать нас?
Нет. Это было, знаешь, когда-то давно еще, я помню, это была еще «Убойная лига», куда-то я ездил, я был помоложе. А сейчас как будто бы все всё понимают и если там какая-то такая история случается, мы просто уезжаем. Сейчас в этом нет проблемы, такое сейчас не встречается.
То есть это в прошлом.
Да, в основном круг людей, которые это заказывают, они такие уже, сознательные. Бывают, конечно, какие-то залетные товарищи, но они редки.
Спрашивает зритель Мамон ХХ, (интересное имя): «Ты Путин, на одной вечеринке ты случайно заметил интересную особу и решил к ней подкатить. С какой шутки ты начал с ней разговор?»
А я кто?
Ты Путин.
А, если я Путин, с какой шутки, если она мне понравилась?
Очевидно, если ты к ней решил подкатить.
Я бы сказал: «Добрый вечер». Ну а дальше уже понеслось бы.
Дальше можно было бы уже ничего не говорить просто, после такого. Расскажи про твое отношение к женскому стендапу? Является ли это некой отдельной индустрией? Женский стендап существует отдельно от стендапа, в котором работаешь ты, или все-таки это является его полноценной частью?
Нет, я думаю, что в России, так как в России многие вещи любят возводить в формат и как бы этим пользоваться, я думаю, это всего лишь придуманная искусственная история о женском стендапе. Стендап это вполне себе универсальная история, которая вообще жанр. Женский стендап, как-то помню, какой-то канал, они делали стендап стариков каких-то или взрослых мужиков за сорок, типа Гена Букин, знаешь, вот такого формата, Логинов Витя, то есть такие взрослые мужики типа. Но это всего лишь жанр, и я отношусь к нему как, ну вот девчонки шутят или парни. Мне так вообще все равно.
То есть никакой особой разницы нет?
Я не вижу абсолютно. То есть она есть в темах, конечно, она есть в манере. Это как стендап блондинок, не знаю, стендап брюнетов, то же самое абсолютно можно сказать, выходят только блондины, все такие — ох, какая интересная форма, люблю блондинов в юморе.
«Почему КВН стал таким стремным?» — спрашивает Те, такое вот имя.
Интересный вопрос. Я не смотрю КВН уже очень много лет, но некоторые моменты оттуда, от талантливых команд и классных актеров очень смешные, там реально ты смеешься над этим. Но в целом у народа есть мнение, что КВН стал какой-то не такой, как раньше, это правда. Наверное, большая конкуренция, очень много чего появилось в в юморе, ты сейчас уже сравниваешь. Форма КВН, может быть, устарела, она была популярна двадцать лет назад, пятнадцать. Сейчас, ничего не изменив, я думаю, ты не можешь ехать с той же скоростью. Как и Comedy, для меня Comedy тоже имеет уже устарелую форму, и мне кажется, что надо менять много чего там. Поэтому, я думаю, из-за этого, это основная причина.
Ну а что поменялось? Появился YouTube или появился Comedy, что стало конкурентом для КВН, за которым он не поспел? Или просто это настолько консервативная штука, которая не поняла, что сорок лет существования прошли и нужно измениться?
То есть, условно говоря, да, появился Comedy, большой очень, так скажем, конкурент, который «съел» много зрительского интереса. Стендапа очень много, много развлекательных юмористических шоу на том же ТНТ, было время, когда ТНТ просто уничтожал там вообще всех своим контентом. Появилось много YouTube, появилось много западных шоу, Netflix, появилась куча переведенных комедий, то есть ты смотришь разнообразие всего, а потом ты видишь, как команда из шести человек выходит и чуть ли не в микрофон говорит одно и то же фактически, что говорили пятнадцать лет. Ну, понятно, что-то давайте новое. А новое нам особо не дают. Я думаю, поэтому.
Александра Мараковская: «Будет ли пародия на Навального?»
О, я бы очень хотел, я жду, пока он что-нибудь такое отчебучит, сделаем, конечно. Это же про юмор.
Еще здесь просят спросить, как тебе пародия Галкина на Собянина и Путина?
Мне кажется, она прикольная была, там были смешные вещи, литература интересная. Это вообще, никто их не делает, поэтому появление таких вещей, я очень удивился, что я ее увидел, думаю: «О-па, ну-ка, ну-ка». Мне показалось, она веселая. Она была чуть затянута, по моему мнению, я бы чуть-чуть сделал по-другому Собянина, если бы я делал, но Путин очень круто сделан Галкиным, он его умеет показывать.
«Дядя Витя жив?» — спрашивает Артем.
Наверное. Я не дядя Витя.
Спасибо. И это не дядя Витя, это Илья Соболев в программе «Еще не вечер» на Дожде. Спасибо всем, кто смотрел нас здесь на YouTube и задавал свои вопросы. Спасибо Илье Соболеву. Меня зовут Тихон Дзядко. Подписывайтесь на Дождь на www.tvrain.ru/podpiska www.tvrain.ru/donate. Спасибо всем.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.