Ленинопад. Как в Украине сносили памятники Ильичу

29/09/2014 - 23:25 (по МСК) Тихон Дзядко

В Украине продолжается «ленинопад». Именно так активисты в интернете называют процесс демонтажа памятников Ленину в разных регионах страны. Накануне был свергнут самый большой Ленин — на центральной площади Харькова. Мэр города Геннадий Кернес уже пообещал, что монумент будет восстановлен. Корреспондент Дождя Когершын Сагиева рассказала о том, как Украина борется со своим прошлым.

В интернете есть выражение: не кормить троллей, то есть не реагировать на тех пользователей, которые сознательно провоцируют собеседника на бессмысленные долгие, неконструктивные диалоги. Кажется, примерно тем же выглядит и снос памятника Ленину в Харькове. Эмоции тех, кто это сделал, понятны: Украина сейчас стремится сделать то, что не удалось России и то, что не удалось ей самой за последние двадцать с лишним лет — уйти от советского наследия. Сделать свой европейский выбор и двигаться не в прошлое, а в будущее.

Что может быть красивее и символичнее сноса памятника Ленину в Харькове: огромный монумент, самый большой в Украине падает под восторженный рев толпы, эдакий снос памятника Дзержинскому на Лубянке в 1991. Но как раз судьба памятника Дзержинскому показывает, что символизм долго не работает, если не меняется сознание. И вот в России каждый год всерьез обсуждают, а не вернуть ли железного Феликса на место, и если его вернут, кажется, рева будет не меньше. Во всяком случае, сейчас.

Также и в Харькове: кажется, нельзя было найти наиболее неудачного времени и места для того, чтобы это произошло. Заголовки российских газет и тональность федеральных каналов сегодня вечером и завтра утром очевидны: украинские варвары борются с символами. Сравнят еще наверняка с талибами в Афганистане. И все это происходит на Востоке Украины, в нескольких сотнях километров от линии фронта. И несмотря на запрет вещания российских каналов в Украине, по сарафанному радио все это дойдет до тех, кто внутри Украины этой самой новой Украины боится. И в Харькове — тоже. А в Донецке и Луганске — подавно. Будет это способствовать национальному примирению? Кажется, что как раз наоборот. Во всяком случае, сейчас.

Также по теме
    Другие выпуски