«Вопрос встает о выборах 2024 года»: почему правительство на самом деле обсуждает новые налоги

06/07/2021 - 18:58 (по МСК) Маргарита Лютова
Поддержать ДО ДЬ

В новом выпуске программы «Деньги. Прямая линия» главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин объяснил, с какой целью правительство планирует увеличить ежегодную сумму налоговых отчислений в бюджет на 400 миллиардов рублей в периоде с 2022 по 2024 год. Экономист отмечает, что необходимости увеличивать налоги нет, и федеральный бюджет мог бы занять такие суммы для реализации стратегических инициатив на внутреннем рынке. Вероятно, повышение налогов — это попытка сбалансировать бюджет к выборам 2024 года, не входя в зависимость от финансовых рынков, как внутренних, так и внешних.

Сегодня газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщает о том, что чиновники называют ласково налоговой донастройкой. По факту это повышение налоговой нагрузки в разных отраслях, в том числе и потребительской. Так, значит, по сто миллиардов собрать где-то с металлургов, где-то с нефтяников. Об акцизах на газировку опять заговорили. И вот так хотят получить 400 миллиардов рублей для бюджета.

У меня здесь такой вопрос: как вы считаете, в ситуации, когда экономика как-то еле-еле восстанавливается после кризиса, действительно сейчас так необходимо увеличивать эти налоги? Неужели нет другого способа у российского бюджета найти эти 400 миллиардов, в частности, например, занять?

Да конечно, никакой необходимости увеличивать эти налоги нет вообще. За январь-май бюджет профицитный. Понятно, что существенный вклад в это вносит весьма благоприятная внешняя конъюнктура. Но даже если цены спустятся на уровень заложенных в прогнозных показателях к федеральному бюджету на этот год и следующие два или на те уровни, которые ожидаю я, а я еще консервативнее, чем бюджет, прогнозы к бюджету, это принципиально картины не изменит.

То есть совершенно спокойно на внутреннем рынке дополнительные 400 миллиардов федеральный бюджет занять на цели своих стратегических инициатив сможет. Более того, это было бы тем самым методом, которым и нужно, по большому счету, было привлекать деньги на эти инициативы, если мы все-таки искренне верим в цели и задачи, которые ставятся вроде как перед экономическими властями, а именно что нужно расти темпами выше среднемировых. Потому что очевидно, что даже наше восстановление, которое сейчас оказывается чуть лучше прогнозов, все равно нам не позволит дотянуться до среднемировых темпов роста, скорее всего, что хорошо видно в этих весьма неплохих цифрах последних месяцев. И понятно, что оно скорее нуждается в ускорении, не охлаждении, а в ускорении, то есть не в повышении ставок по, как мне кажется, достаточно надуманным поводам, а скорее, так сказать, их дальнейшем даже снижении, да, отнюдь не в повышении налогов, а скорее хотя бы в неизменении их.

Напомню еще, видимо, не самую модную в последнее время фразу, но тем не менее. Кажется, нам пару лет назад обещали, что их шесть лет менять не будут подряд.

Вы знаете, я даже не стала ее вспоминать, потому что с тех пор уже столько всего, все-таки новелл налоговых так много, что уже как-то неловко даже. Испанский стыд, что называется.

В моем понимании эти 400 миллиардов… Почти наверное что сделают власти? При прочих равных, если эти решения будут приняты, они обеспечат поступление даже больше чем 400 миллиардов. В этом направлении власти скорее последние годы всегда переусердствовали, исключений, думаю, немного. Даже если 500 или 600, это все равно непринципиально, ни в масштабах многодесятитриллионного федерального бюджета, ни в масштабах бюджетной системы в целом это не материальная сумма. И внутренний рынок, скажем так, и его нынешняя емкость совершенно спокойно позволяют, если подходить к вопросу рационально, эти деньги привлечь. Это было бы большей пользой с точки зрения развития экономики, нежели те решения, которые сейчас пытаются принять.

Что я думаю по поводу этих инициатив? Я думаю, что, видимо, политически сейчас, я не знаю, по каким причинам, но выборы в Думу уже власти не беспокоят, поэтому тот факт, что за последние месяцы приличное количество разного негатива выброшено в СМИ, так сказать, предложено населению, бизнесам, видимо, не считается, так сказать, существенно влияющим на результаты выборов, потому об этом не беспокоятся. Я-то на самом деле не ожидал, конечно, такого.

И дальше вопрос встает о выборах, видимо, следующих, которые важные, а это 2024 год. Там у нас два цикла обычно. К любым выборам они применимы, но эти почему-то, да, проскочили, как-то не считаются. У нас первая часть срока считается, так сказать, пригодной для неблагоприятных изменений политически, а вторая часть срока считается непригодной, более близкая к выборам. Похоже, да, просто в первую часть пытаются засунуть возможные заготовки, которые будут нужны на случай чего вплоть до горизонта как минимум 2024 года.

А что там может быть? В моем понимании, и я здесь думаю, что я с властями солидарен, что ту конъюнктуру, которую мы сейчас наблюдаем на сырьевых рынках, которая сделала бюджет профицитным, мы, скорее всего, даже на среднесрочную перспективу ожидать не можем. Скорее всего, она ухудшится. А есть цель сбалансированного бюджета. В моем понимании власти просто пытаются заранее исключить условия для того, чтобы бюджет был сбалансированным там, через год, два, полгода, может быть, когда конъюнктура ухудшится, и чтобы зависимость от тех самых финансовых рынков, которые, я говорю, было бы неплохо использовать для экономического роста, была бы пониже. Потому что геополитически мне кажется, что власти полагают финансовые рынки, даже российские почему-то, скорее недружественными, вот как-то так, не доверяют игрокам на финансовых рынках, и это хорошо видно и слышно в высказываниях властей про спекулянтов, в общем, и по тем действиям, которые предпринимаются в отношении финансовых рынков, в том числе в последние годы.

В моем понимании они скорее, так сказать, видятся как некий источник слабости. Зависимость от них, в том числе даже от локального и от резидентов Российской Федерации видится властями как некая уязвимость для федерального бюджета. Поэтому на самом деле стержневая идея экономической политики последних опять же лет уже около десяти ― это достижение сбалансированного бюджета, как только это возможно, то есть практически любой ценой, как можно быстрее. Это не так заметно на дальней фазе, то есть в 2010, 2011, 2012 годы, но это очень хорошо заметно в последние кризисы и в последующих фазах с тех пор, как обострилось геополитическое противостояние.

И в моем понимании вот это повышение налогов в первую очередь нацелено на достижение идеи сбалансированного бюджета, цели сбалансированного бюджета, просто не прямо сейчас, не в 2021 году, не на текущей конъюнктуре, а на конъюнктуре прогноза, которую легко посмотреть в публичных документах, и, соответственно, с прицелом на горизонты год-два-три, чтобы там, перед теми выборами не крутить по-срочному, похоже, решили все набросать сейчас. Ну а что? Уже подоходный налог…

Да, готовь сани летом, получается.

Да, это такая заготовка на длинный горизонт ради стержневой идеи всей экономической политики. Собственно, из-за нее в значительной степени мы так медленно и растем. Хорошо, не только из-за нее, еще раз, та же чеболизация ― это отчасти проблема, которая сдерживает, мне кажется, очевидно наш рост, но еще эта попытка сбалансировать бюджет всегда, любой ценой, исходя из геополитических целей и задач.

Да-да-да. Евгений, если коротко, я верно поняла вас, что эта стержневая идея «лишь бы бюджет был сбалансированным» ― это, получается, лишь бы не пришлось занимать на рынке для покрытия дефицита?

Ну да, в частности, да, особенно в неприятный момент. Смотрите, наверно, все же посмотрели, да, кому было интересно, отчеты, хотя бы публикации СМИ относительно разведок Великобритании и США. Те же конфликты по границам, да, то наши самолеты изображают атаки, то их корабли заходят куда не надо. Несложно предположить, что там за ними еще может последовать очередной раунд санкций, все поводы, основания есть, к сожалению. И вот на такой случай, они же прилетают-то неожиданно частенько, поэтому на такой случай, например, это и есть заготовка, чтобы не оказаться в положении, когда необходимо занимать, собственных ресурсов не хватает, так сказать, бюджет не сходится, и вот ты зависишь от финансовых рынков, а они неблагодарные.

Фото: element5digital / Unsplash

Другие выпуски