Справится ли Зеленский с украинским кризисом, верить ли новым накопительным пенсиям, и на что нефтяники опять просят денег

Объясняет Владислав Иноземцев
01/04/2019 - 18:58 (по МСК) Лев Пархоменко
Поддержать ДО ДЬ

Чей экономический курс выберут на Украине, какие козыри остались у Петра Порошенко, почему российские нефтяные компании снова просят денег из бюджета, а правительство не отпускает идею о накопительных пенсиях? На все эти вопросы в нашем эфире ответил экономист Владислав Иноземцев. 

Добрый вечер. Это программа «Деньги. Прямая линия» на телеканале Дождь. Как всегда, по понедельникам, мы встречаемся здесь, в студии Дождя, с ведущими экспертами, экономистами, финансистами, чтобы обсудить с ними все, что происходит в российской и мировой экономике. Сразу принесу извинения нашим зрителям, потому что сегодня мы выходим в записи. Дело в том, что у нас гость довольно далеко от нас, он не в Москве, Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества, на связи он у нас по скайпу, поэтому на всякий случай мы решили все-таки подстраховаться и эфир этот записать.

Так вот, Владислав, добрый вечер, во-первых, спасибо большое, что присоединились к нам. Сегодня обсудим много тем, российских и не только, но хотелось бы начать с Украины, с выборов, которые там только что прошли, первый тур. Накануне завершилось там голосование, на первом месте, как и ожидалось, Владимир Зеленский, актер и шоумен, с большим отрывом он обходит действующего президента Петра Порошенко. Хочется здесь про экономическую подоплеку всего этого сюжета немножко поговорить.

Во-первых, в первую очередь, хочется ваше личное мнение об этом услышать, потому что все, конечно, говорят только об одном: вот ну как же так, актер, шоумен будет главой государства, он же ничего не знает, ничего не понимает и так далее. Вот давайте, если мы попробуем с экономической точки зрения, с точки зрения экономической политики, с точки зрения управления макроэкономикой и так далее. Вообще насколько такие факторы важны? Или все-таки весь вопрос в команде, и фактически не обязательно быть человеку специалистом в макроэкономике для того, чтобы как-то двигать экономику страны вперед?

Слушайте, здесь очень много вопросов вы задали. Во-первых, я могу сказать следующее, что да, победа в первом туре господина Зеленского была ожидаемой. К экономике это имеет отношение, я думаю, не вполне прямое. Дело в том, что на Украине сегодня недовольство действующей властью касалось не только конкретно господина Порошенко с его обвинениями в коррупции, хотя на самом деле, я думаю, что она в разы меньше, чем при господине Януковиче, но это касалось в целом глубокого недоверия украинских избирателей к вот этой вот всей прежней политической элите, которая водит Украину в разных направлениях уже достаточно долго, и в этом отношении еще более показателен результат Тимошенко. Я вполне уверен был, что ей не на что особо надеяться, хотя очень многие мои друзья в Киеве говорили обратное. Так или иначе, мне кажется, что в Украине возникло чувство ощущения глубокой усталости от всех обещаний традиционных политиков. На этой волне господин Зеленский сделал все, что он мог.

Что касается экономики, понимаете, я бы сказал так, что экономически Украина последние несколько лет пребывает в состоянии не самом плохом. Дело в том, что на фоне войны с Россией в 2014-2015 году провал экономический был такой мощный, девальвация гривны была такой серьезной, что, конечно, вот этот удар по благосостоянию, который был нанесен в первые два года после Евромайдана, он не может быть преодолен быстро. И в последние два-три года экономика Украины растет, гривна укрепляется, в долларовом выражении рост ВВП составляет вообще больше 10% в год, но естественно, население это видит в очень ограниченном масштабе, раз.

Во-вторых, ввиду необходимости получения серьезных кредитов от мировых финансовых организаций правительство пошло на непопулярные реформы, включая очень серьезное повышение цен на газ, на услуги ЖКХ, и безусловно люди простые чувствуют, что в значительной мере они обмануты. Опять-таки многие надеялись на то, что реформы пойдут очень быстро, многие очень сильно переоценивали роль соглашения об ассоциации с Европой. Украинцы, в отличие от русских, в значительных количествах работают постоянно в Европе, понимают, что там происходит, знают, как развивается европейское общество, в том числе и Польша, Венгрия, Чехия, в этом отношении сравнение, конечно, далеко не в пользу Украины.

Поэтому я думаю, что в макроэкономическом масштабе выбор был сделан эмоционально, естественно небезосновательно. Но посмотрим, что будет дальше, потому что на самом деле, если говорить о программах экономических, то у Зеленского их я пока не видел вообще, главным спикером по экономике у него выступает некий Александр Данилюк, бывший инвест-банкир и британский гражданин, который сдал британский паспорт несколько лет назад в обмен на приглашение возглавить министерство финансов во втором правительстве Яценюка. Собственно говоря, по той информации, которая мне известна от моих друзей в Киеве, особо больших успехов он не проявил. В данном случае налоговая нагрузка на бизнес даже выросла, очень много было введено дополнительных сложностей при уплате налогов, и так или иначе он ушел с этого поста под очень мощным давлением МВФ, буквально, по-моему, года полтора-два тому назад.

Так или иначе, еще раз говорю, что люди, которые так, по крайней мере, пока проявили свою связку с Зеленским, они позиционирую себя как либералов, если не либертарианцев, но я не думаю, что либо Данилюк, любо (неразб.) вызовут у украинских избирателей огромный приток энтузиазма, когда они начнут осуществлять свои экономические программы.

Также по теме
    Другие выпуски