«Этот год будет хуже, чем 2008»: Сергей Гуриев о неутешительной динамике цен на нефть

31/03/2020 - 14:40 (по МСК) Григорий Алексанян
Поддержать ДО ДЬ

В новом выпуске программы «Деньги. Прямая линия» экономист Сергей Гуриев рассказал, как падение цен на российскую нефть повлияет на нашу экономику, и сопоставимы ли последствия этого кризиса с ситуацией 2008 года. 

Теперь мы, собственно, вернемся к источнику, основному источнику пополнения средств России, это конечно же, как вы правильно сказали, не налоги, а в первую очередь это торговля нефтью и другими энергоресурсами. Итак, вот нефть продолжает ставить антирекорды, в понимании российского государства. Мы видим, как она опускается до уровня, скоро опустится до уровня допутинских времен.

Уже сегодня опустилась, да, до уровня 1999 года.

Фактически так. При этом Саудовская Аравия обещает, что готовы увеличить экспорт нефти до десяти, более чем десяти с половиной миллионов баррелей в сутки, начиная с мая, об этом сообщает Reuters. Вы вообще верите, что эта сделка ОПЕК+ может быть восстановлена или преображена во что-то новое, и какой-то диалог начнется? Или уже никаких шансов на то, что сейчас, в ближайшее время, о чем-то удастся договориться, нет?

В целом, конечно, в интересах и России, и Саудовской Аравии договориться о сокращении добычи и поддержать цены на более высоком уровне. Российские чиновники недавно заявляли о том, что они считают, что на рынке есть консенсус. И на самом деле так и есть, что существование сделки ОПЕК+ поддерживало цены на нефть на уровне 10-15 долларов за баррель выше, чем без нее. Речь идет о том, что Россия за три года существования этой сделки получила два-три триллиона рублей от существования этой сделки. Это те самые два-три триллиона в год, которых, вообще говоря, сегодня не хватает для того, чтобы бороться с коронавирусом. Поэтому действительно очень странно, что эти переговоры развалились. Надо сказать, что в тот день, когда Россия заявила о том, что она не согласна на предложение Саудовской Аравии, рынки ожидали, что переговоры все-таки закончатся успехом. Ровно тогда, когда стало известно, что они не закончились успехом, цены на нефть рухнули, это означает, что рынки закладывали успех, а не провал переговоров. И наверное, если Россия и Саудовская Аравия опять смогут договориться, это приведет к восстановлению цен на нефть. При этом надо сказать, что аргумент о том, что мы собираемся наказать при помощи такого поведения американские сланцевые компании, это очень странный аргумент, потому что в первую очередь, конечно, Россия наносит вред себе.

Ну, это наша традиция, отморозить уши назло бабушке. Но не произошел ли вот уже, не перешли мы такую уже черту, точку невозврата, не слишком ли поздно? Потому что уже прозвучали мнения о том, что переполнены нефтехранилища, просто сейчас придется нефть с доплатой даже отдавать, и некуда… Не упустили ли мы момент для того, чтобы вернуться к этому и не слишком ли поздно?

Такие переговоры никогда не поздно начинать. Действительно сегодня рынок говорит о том, что нефти очень много, что есть перепроизводство нефти, все хранилища наземные и плавучие забиты. И действительно уже есть новости о том, что некоторые продавцы нефти продают нефть за отрицательные цены. Но если Россия и Саудовская Аравия восстановят переговоры, то конечно, рано или поздно, это приведет к положительному влиянию на цены на нефть.

Вот сегодня Дональд Трамп заявил, что собирается сегодня же, видимо, позже вечером позвонить Владимиру Путину и поговорить, в том числе, и о ценах на нефть, и борьба с коронавирусом. В общем, собственно говоря, может ли это повлиять, позиция США в данном случае? Потому что Трамп готов, мы знаем, он любит резкие решения, не всегда, может быть, они экономически оправданы, с его точки зрения, но он считает себя большим серьезным бизнесменом, поэтому знает, во всяком случае, заверяет, что знает, как действовать. Может ли сейчас вот этот начавшийся, или попытка диалога, к чему-нибудь привести?

Безусловно, если Владимир Путин и Дональд Трамп о чем-то договорятся, а также смогут договориться об этом с Саудовской Аравией, конечно, это может привести к восстановлению цен на нефть. Но надо сказать, конечно, то что происходит в мировой экономике, говорит о том, что в любом случае мы не увидим цен на нефть 50 долларов за баррель в ближайшие несколько месяцев, просто потому, что в мировой экономике происходят серьезные отрицательные события. Все ожидают глобальной рецессии, все ожидают глубокой рецессии во втором квартале в западных странах. Прогнозы любых международных организаций и рынка говорят о том, что этот год будет, наверное, хуже, чем 2008 или 2009 год. Поэтому ситуация на самом деле отчаянная, и то, что мы не увидим восстановления цен на нефть до февральского уровня, это точно. С другой стороны, восстановление сделки ОПЕК+ могло бы, по крайней мере, повысить цены от сегодняшнего уровня на существенную величину.

Сергей Маратович, а почему бы не использовать этот момент для того, чтобы, собственно говоря, сделать то, о чем Россия давно очень говорит, слезть «с нефтяной иглы» и перейти на что-то другое? Есть ли что-то, на что Россия сейчас может переключить свою экономику для того, чтобы использовать вот этот момент, пусть негативный, пусть разрушительный, но для того, чтобы все-таки как-то изменить базовую некую настройку, для того, чтобы в дальнейшем это не повторялось и экономика стала бы развиваться более активно в других отраслях и сферах?

Если цены на нефть снизятся перманентно и будут находиться на низком уровне в течение продолжительного времени, Россия безусловно проведет диверсификацию экономики. Что именно будет производить Россия, не совсем понятно, потому что отрасли, основанные на знаниях, конечно же, не развиваются при международной изоляции. И в этом смысле, конечно, России нужно будет сделать что-то еще для того, чтобы преодолеть ту изоляцию, в которую Россия попала после 2014 года. Но в целом, конечно, чем ниже цены на нефть, тем больше стимулов для диверсификации. Другое дело, как вы правильно сказали, Россия давно говорит об этом, в каждом выступлении Владимира Путина, посвященном экономике, вы можете увидеть его приверженность идеям диверсификации, развития несырьевого экспорта, развития отраслей, основанных на инновациях и знаниях. Но как вы правильно сказали, пока провести диверсификацию экономики не удалось.

Фото: Зыков Кирилл / Агентство «Москва»

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски