Путин призвал россиян доплачивать за здравоохранение: как это будет работать?

17/10/2017 - 16:37 (по МСК) Надежда Иваницкая
Поддержать ДО ДЬ

Экономист Евгений Гонтмахер рассказал о том, почему российское правительство обратилось к населению с призывом поучаствовать в дополнительном финансировании здравоохранения и образования и сделает ли это эти сферы эффективнее. 

 

Вернемся к одному из исследований. Сегодня была новость о том, что эксперты Высшей школы экономики предлагают ввести новый добровольный сбор с населения на оказание улучшенных услуг, в первую очередь, в сфере образования и здравоохранения. Ярослав Кузьминов выступал, насколько я понимаю, на днях в Думе и говорил о том, что введение этого сбора позволит в ближайшие годы привлечь средства, эквивалентные 2-3% доходов населения. Вот я пытаюсь себе представить, совпадает ли, во-первых, это с вашим ощущением, насколько люди готовы отчислять на улучшенные услуги в этой сфере, и как это вообще может быть устроено?

Во-первых, это какой-то оксюморон, который называется «добровольный сбор». Либо сбор, есть такой вид, я не помню, есть ли он сейчас в Налоговом кодексе...

Вроде нет.

Вроде нет, но был когда-то, который является вообще-то обязательным. Когда-то в очень давние времена был налог на соцкультбыт, по-моему, еще чуть ли не в советское время. И там каждое предприятие платило в обязательном порядке на поддержку учреждений социально-культурной сферы, и он тоже как-то так назывался. Понимаете, либо он обязательный — так называйте это налогом, платежом, сбором. Если мы говорим про добровольный, как вы сказали было сказано, тогда, во-первых, у нас уже давно все есть, и в формальной форме, и в неформальной форме. Если вам, допустим, нужно в больницу лечь, вам там очень часто говорят официально: если вы доплатите через кассу, вы будете лежать в палате не 10 человек или 5 человек, а будете лежать вдвоем.

Это коммерческие услуги в государственных клиниках просто.

Они существуют давно. В школе — да, в школе, формально говоря, все бесплатно. Но там, снова же, есть у нас система частных школ — пожалуйста, если у вас есть возможность, ведете ребенка, платите, и он в улучшенных условиях кормится, поится и так далее. Поэтому суть этого предложения  я просто не понимаю. Я понимаю, почему Ярослав Иванович об этом говорил. Потому что, конечно, и образование, и здравоохранение недофинансировано, и это он говорит, кстати, довольно часто, с точки зрения государственных средств. Я скажу так: у нас, если взять долю ВВП, я не буду про цифры говорить какие, это неважно, я скажу одну цифру — у нас примерно в 2 раза ниже, чем это было бы неплохо для нас, финансирование образования и здравоохранения, если мерить в долях ВВП, в 2 раза ниже. Без этого, кстати, к вопросу о развитии страны, без вложения туда денег мы ничего не получим. Но Ярослав Иванович, конечно, понимает, он знает лучше, чем многие, что от бюджета сейчас ничего не получишь. У нас бюджет озабочен другим: как бы у нас обороноспособность укрепить, как бы у нас безопасность страны обеспечить.

Цифровая экономика.

Ну, цифровая экономика — это, знаете, такое облако в штанах, она, по-моему, сейчас пока бюджета особого не требует. Но вот всякие мегапроекты, которые у нас были и будут: крымский мост, потом еще что-нибудь. А образование и здравоохранение, как всегда, по остаточному принципу. Поэтому он фактически, как человек болеющий, прежде всего, за здравоохранение и образование, он и предлагает такой отчаянный маневр: ребят, давайте мы тоже сложимся, мы, люди, конкретные семьи, как-то возьмем и добровольно (это слово важно) мы еще денежки возьмем.

Я вам должен сказать, что мы сейчас проводим, у нас в КГИ специальное исследование, у нас в конце года будут результаты, мы их, конечно, огласим, о неформальных платежах в образовании и здравоохранении. То есть когда люди несут туда деньги, уже как раз неформальным образом. Я должен сказать, что люди массово это делают, к сожалению, они вынуждены делать. Ну, например, элементарно, ребенок в школе: все дети собираются куда-то на экскурсию, а у тебя в семье нет денег для того, чтобы... ну, она стоит денег, 200-300 рублей, ну вот и ты как-то выкручиваешься, где-то, что-то, как-то, каким-то левым образом. Или в той же самой больнице — суют деньги, вы сами знаете.

Ну, понятно, сплошь и рядом. Но это же, понимаете, одно не отменяет другого. То есть ты 3% начинаешь платить с зарплаты, но тебе никто не гарантирует, что...

Это плохо почему? Потому что далеко не все, во-первых, эти деньги могут заплатить, мы с вами уже об этом говорили: население России в целом очень бедное. Я понимаю, когда человек попал в больницу, люди последнее продают для того, чтобы своего родственника вылечить. Но в ту же самую школу деньги, к сожалению, многие не понесут, потому что их реально нет. В результате ребенок начинает отставать в обучении. И, снова же, кого мы получим на выходе? Как, кстати, Ярослав Иванович нам и сказал, я не очень согласен, но он сказал, что мы выпускаем социальных то ли дебилов, то ли кого-то, он как-то очень жестко выразился про систему высшего образования, которое строится на базе школы. Он, конечно, очень жестко сказал. Но я считаю, что это предложение вряд ли будет принято на таком законодательном уровне.

Я почему вас так подробно расспрашиваю. Все-таки Вышку у нас довольно часто отдавали, по крайней мере, раньше на откуп всякие реформы писать и формулировать. Интересно, если, допустим, вдруг представим себе, эти добровольные отчисления будут приняты. Условно говоря, это будет какой-то отдельный отсек или отдельная поликлиника прекрасная с куполами для тех, кто отчисляет, и плохая поликлиника с трясущимися окнами для…

А оно и так сейчас есть. По факту мы с вами прекрасно понимаем, даже среди бесплатных школ есть вообще уже такая дифференциация. Все прекрасно знают, в любом городе надо ребенка сдать в гимназию №1 или в гимназию №5, и туда выстраивается конкурс родителей. Мы с вами тоже это прекрасно знаем, как это происходит, хотя это все бесплатно. А эти родители чем занимаются? Они идут на запись в эту школу, и они всеми правдами-неправдами туда несут деньги либо в виде помощи шефской, либо просто, извините, иногда взяточки суют, это мы тоже прекрасно понимаем. Поэтому это уже есть, он просто предлагает, видимо, как-то это узаконить. 

Фото: Александр Полегенько/РИА Новости 

Другие выпуски