Почему растет спрос на наличные, как «Роснефть» научилась обходить санкции, и чем полезен суверенный интернет

Константин Корищенко в программе «Деньги. Прямая линия»
22/04/2019 - 16:43 (по МСК) Лев Пархоменко

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой факультета финансового и банковского дела РАНХиГС Константин Корищенко в программе «Деньги. Прямая линия». Обсудили идею правительства реализовывать национальные проекты только с отечественным оборудованием, борьбу ЦБ с новыми схемами обналичивания, новость о том, как «Роснефть» обходит санкции, а также плюсы законодательного регулирования Интернета.

Всем добрый день. Это программа «Деньги. Прямая линия» на телеканале Дождь. Как всегда, в это время, мы встречаемся в студии Дождя, чтобы обсудить все последние новости экономики, финансов, бизнеса, в общем, все, что связано с деньгами. Обсуждаем мы с ведущими экономистами, экспертами в области денег. У нас сегодня в гостях Константин Корищенко, профессор РАНХиГС, доктор экономических наук. Константин, добрый день, спасибо вам большое, что пришли.

Здравствуйте.

Ну что, у нас сегодня есть некоторое количество тем, часть из них — продолжение сюжетов, которые мы наблюдаем последние несколько месяцев, но развитие там довольно интересное. И я хотел бы начать, наверное, снова с национальных проектов, там все больше и больше разных подробностей. Что называется, еще реализовывать не начали и даже денег еще окончательно не нашли и не поняли, где их брать, а вот как их тратить, уже очень активно все обсуждают, масса разных идей. И вот теперь речь идет о том, чтобы ограничить исполнителей вот этих национальных проектов, подрядчиков, грубо говоря, будущих, в выборе поставщиков.

Речь идет о том, чтобы те покупали в первую очередь российские товары и пользовались российским оборудованием, в общем, чтобы по максимуму все эти деньги, которые будут на эти цели потрачены государством, чтобы все они остались, что называется, дома. И тут масса, у меня по крайней мере, возникает в этом смысле разных идей. С одной стороны, конечно, логично и понятно, с другой стороны, кажется, что разные побочные эффекты от этого могут быть не самые хорошие. Что вы думаете в целом?

Знаете, можно проблему рассматривать на разных уровнях. На самом высоком уровне, макроэкономическом, можно сказать, что в последние годы, лет пятнадцать, рост экономики России, высокие темпы роста всегда совпадали с высокими темпами роста импорта. Нельзя сказать, что существует прямая причинная связь, то есть мы больше импортировали и быстрее росли, но по крайней мере, существует совпадение. Поэтому если мы, скажем так, хотим более высокого роста и при этом не будет расти импорт, то по крайней мере, статистически это не очень подтверждается.

Второе. Любая страна, по крайней мере проводящая вразумительную и активную политику, занимается всякого рода поддержкой собственных, с одной стороны, экспортеров, а с другой стороны, собственного внутреннего спроса. Поэтому с точки зрения экономической политики, даже в стороне оставив любые политические истории, давать преимущество внутренним производителям услуг и товаров, это вполне рационально. Китай этим занимается сплошь и рядом.

Но, поскольку существует и известно уже многие годы и десятилетия, даже столетия, что наибольшая эффективность в кооперации, в разделении труда, то понятно, что обеспечить свои нужны полностью собственными производителями оборудования, техники, технологии, каких-то сервисов, мы не сможем, поэтому здесь все будет, как всегда, в степени разумности. То есть, если мы все контракты отдадим нашим, то скорее всего, будут проблемы в определенных сферах, где аналогов российских или нет, или они значительно уступают. Если мы будем все делать…

Или значительно дороже.

Знаете, а вот насчет дороговизны, я бы не сказал, в большинстве случаев, по крайней мере из того, что я слышал, в строительной отрасли, в сфере материалов, импортные материалы всегда дороже, чем наши. Вопрос скорее в качестве, то есть чаще всего это вопрос качества. То есть, если российские материалы по своему качеству не уступают импортным, то по цене они чаще всего просто дешевле. Но здесь надо еще понимать, что существует бизнес, который выстроил годами, правда, сейчас эти связи существенно, за последние пять лет, уменьшились, но до 2014 года были очень хорошо построенные связи импорта, скажем, условно говоря, овощей и фруктов из Турции.

И в этом смысле импортеры были заинтересованы в том, чтобы этот канал сохранялся, а не в том, чтобы развивалось российское тепличное хозяйство. И в любой отрасли эту можно было аналогию наблюдать. Поэтому проблема очень многоплановая, многосторонняя, и сказать, что ориентация на российского производителя хорошо или плохо, это просто, что называется, слишком обще утверждение.

Коррупционные риски?

Также по теме
    Другие выпуски