Рост зарплат уходит на кредиты, в 2019 мы будем платить в казну еще больше, и зачем госбанкам своя авиакомпания

Главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова об экономическом настроении страны
22/10/2018 - 18:03 (по МСК) Маргарита Лютова
Поддержать ДО ДЬ

В этом выпуске программы «Деньги. Прямая линия» главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова объясняет, почему зарплаты растут, но мы этого не чувствуем, зачем госбанки создают авиакомпании и покупают доли в магазинах, что может спровоцировать новый кризис, как 43 место в рейтинге экономик мира может пойти на пользу России и не перестарался ли Центробанк с зачисткой частного банковского сектора.

Начнем, наверное, с экономической статистики, которую как-то, когда спокойно, никто за ней так пристально не следит, кроме экономистов, а стоило бы. И вот как раз данные, которые могут показаться удивительными, из вашего свежего обзора, что зарплаты растут довольно высокими темпами, но это не превращается в столь же активный рост потребления. Почему так происходит? О чем говорят такие цифры?

По всей видимости, эти цифры говорят, что у нас есть проблема неравенства, то есть, к сожалению, основная макроэкономическая статистика, она все-таки показывает среднюю температуру по больнице. И действительно, у нас по динамике реальных зарплат и номинальных зарплат картина выглядит достаточно благоприятно. Я напомню, что у нас реальные зарплаты растут больше чем на 7% за этот год, вот за те 9 месяцев, которые есть, номинальные зарплаты, соответственно, около 10%, поэтому в общем, если смотреть на эти цифры, все неплохо. Есть еще, к сожалению, динамика реальных располагаемых доходов населения, которая показывает другую картину, потом что в последние месяцы они падают в реальном выражении.

А почему такое расхождение?

Потому что на самом деле, когда идет расчет по реальным доходам населения, зарплата — это только одна из компонент. Там есть существенный вес от компоненты оплата неформального сектора, по сути, вес доходов неформального сектора, то есть людей, которые заняты в неформальном секторе, он, наверное, сопоставим с весом зарплат, то есть с той статистикой, которую мы получаем по наблюдаемым сегментам экономики. Есть эффект динамики социальных выплат, есть эффекты от всяких валютных переоценок, когда население продает валюту, соответственно, зарабатывает или не зарабатывает. Поэтому динамика доходов в целом, она как бы более волатильна, и она в меньшей степени отражает демографическое ограничение, с одной стороны, потому что демографическое ограничение на рынке труда все-таки подталкивает действительно зарплаты вверх. Но, с другой стороны, общая динамика доходов населения, она показывает, что у нас есть группы, которые не могут воспользоваться состоянием такого узкого рынка труда, то есть те люди, которые в неформальный сектор вытеснены. Часто бывает, люди пожилого возраста, там, конечно, динамика зарплат не следует за общей динамикой официальных зарплат.

То есть получается, есть группы, скажем, более обеспеченные, с какими-то изначально более высокими доходами, их зарплаты растут, доходы растут.

Да.

Другие группы вне этой тенденции.

Другие выпуски