«Голова не полностью отлетела, а болтается»: Олег Вьюгин о том, почему «регуляторная гильотина» власти вряд ли сработает
Экономист, профессор ВШЭ Олег Вьюгин объяснил, почему идея регуляторной гильотина провальна и что нужно сделать на самом деле для улучшения инвестиционного климата и защиты прав предпринимателей.
Вторая группа мер, о которых говорит Андрей Белоусов, ― улучшение инвестиционного климата благодаря запуску регуляторной гильотины и защите предпринимателей от давления силовых ведомств. Тоже по частям давайте попробуем разбить. Регуляторная гильотина, собственно, вот сейчас буквально должны были 15 ноября все отрезать, теперь все-таки перенесли на 15 декабря этот процесс пересмотра, потому что что-то там даже найти не могут, да, некоторые из этих актов, которые надо пересмотреть. С февраля уже, собственно, это вступит в силу, если я правильно помню. Чего вы лично ожидаете от этой истории?
Там была, по-моему, какая-то такая идея, что к определенной дате, пересмотреть, не пересмотреть, успели, не успели, а просто с определенной даты это просто не действует.
Да, это, собственно, с февраля. Но они попросили еще несколько недель на то, чтобы довершить эту работу. И потом, со следующего года, начнет работать.
Конечно, ведомства будут бороться за свои полномочия регулировать, это понятно. Что-то отрежут, а где-то не дорежут, это точно. Это хуже всего, потому что, как говорится, голова не полностью отлетела, а болтается.
То есть мы можем увидеть не отсутствие эффекта, а даже негативный эффект, вы считаете?
Мне кажется, да.
Это интересно. А как это может выглядеть?
Потому что позитивно воспринимаются, как правило, радикальные действия, и это люди должны увидеть, что все, проверять на кухню не ходят. Кстати, интересно, рассказывали про белорусскую систему регулирования. Там фермер сам приглашает проверяющие органы тогда, когда он считает нужным, чтобы они проконтролировали соблюдение им регулятивных норм. А если эти люди придут с какой-то проверкой, которая не запланирована, это уголовная ответственность.
Для проверяющих?
Для тех, кто пришел. Вот так у нас Батька заботится о сельском хозяйстве в Белоруссии.
Захотелось, собственно, всех в Белоруссию немедленно. Хорошо, но при этом же тоже мы все живем на нашей любимой родине. Тоже кажется, что если вот так, например, сделать, то все будут строить какие-то потемкинские деревни, приглашать проверяющих, они будут все заверять, после этого декорации все снимаются.
Ну да, какое-то время, я думаю, люди должны к этому привыкнуть, потому что когда тебя все время проверяют, ты становишься нарушителем, это известно. Это психология, понимаете как? Если ты живешь под постоянным давлением вакханалии контроля, то ты учишься жить по этим правилам, как избегать этого бессмысленного, иногда абсурдного контроля. То есть ты становишься фактически, конечно, не преступником, но твое поведение деформируется.
А вот в белорусском случае его поведение естественное. Он знает, на что он может рассчитывать, и знает, что он защищен в своем бизнесе. И он сам заботится о том, чтобы у него все было в порядке. Это абсолютно другая психология. Есть психология «Поймай меня, если сможешь», а есть психология белорусского формата.
Да, дальше вот это правило я не исполняю, потому что оно дурацкое, а вот это ― потому что мне кажется, что оно дурацкое, а там уж каждый сам решает.
Да, или если я его исполню, то я банкрот. Хотя, в общем-то, я никого при этом не обманул и не обворовал.
Хорошо, тем не менее вы говорите о том, что может быть какой-то реальный негативный эффект. В чем он действительно может выражаться? Как это может на практике выглядеть?
Очень просто. Люди скажут, что опять нас за нос водят.
А, что это опять слова, но на самом деле на практике все то же самое.
Конечно, да.
Печально. Хорошо, тут про защиту предпринимателей от давления силовых ведомств. Это такой бесконечный разговор.
На сто процентов за. Вопрос другой: как это сделать? Если бы Андрей Рэмович сказал, что непосредственно для этого мы собираемся сделать, и мы бы это оценили и сказали: «О!», то блестяще, я поддерживаю.
Возьмете на себя смелость? Что можно сделать? Так, чтобы поверили.
Понятно, «вы скажите рецепт». Это на самом деле очень серьезный вопрос. Мне кажется, что нужно сделать… Нужно принять, расформировать структуры, прежде всего ликвидировать просто структуры в правоохранительных органах, прежде всего это ФСБ и МВД, которые почему-то следят за экономической безопасностью и за правилами экономической деятельности. За этим должны следить гражданские лица.
Экономическая безопасность ― это специальная комиссия в составе правительства, никто другой. Например, мы слишком много отдали силовым правоохранительным органам, секретным службам, много им экономики отдали, надеясь, что они там наведут порядок. Но они там наведут свой порядок.
Так, как привыкли.
Но не тот порядок, который нужен предпринимательскому сообществу. Предпринимательское сообщество бьется, в дверь стучит в Кремле и говорит: «Хорошо бы», а там разводят руками и говорят: «Это же суд, это ведомство там, это тут».
Они вообще независимые, да-да.
Мы за другое отвечаем, они независимые. Вот покуда это будет происходить, не сбудется то, что сказал Андрей Рэмович.
Это интересно, потому что часто можно услышать довольно радикальные меры ― типа вообще их всех разогнать.
Зачем?
Революция и все прочее.
Да, и ввести монархию.
Понятно, что это невозможно до тех пор, пока это не станет возможно, пока совсем все не перевернется с ног на голову. Вы говорите о достаточно реалистичной, кажется, истории, что все остается, контроль остается и так далее, просто перераспределяются полномочия.
Но сопротивление-то будет большое. Это требует на самом деле другую Думу, скорее всего.
Да, в моем личном представлении кажется, что хотя бы это можно обсуждать, это, наверно, возможно сделать в нынешней ситуации. Как вам кажется, это действительно возможно при нынешнем политическом режиме?
В сегодняшней ситуации я в этом сомневаюсь.
Потому что считаете, что это не сработает, не поможет?
Некому. Понимаете как? Во власти есть некий баланс интересов, который сейчас существует. Его сместить довольно сложно без последствий для позиции властей, что ли. Без последствий, потому что все-таки в России ситуация такова, что надо держать контроль политический над обществом либо все менять, и тогда общество будет больше контролировать власть, что пока не укладывается в парадигму.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.