Получилось как всегда: почему попытка вернуть российский бизнес из офшоров вызывает обратный эффект?

07/11/2017 - 16:44 (по МСК) Маргарита Лютова
Поддержать ДО ДЬ

Директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова в эфире программы «Деньги» рассказала о том, почему усилия по деофшоризации привели к тому, что компании стали рассматривать российский рынок как таящий еще больше рисков. 

Вопрос телезрителя: Я хотел бы задать вопрос или, не знаю, реплику такого рода, что и на канале Дождь, и во многих других источниках все эти скандалы с офшорами излагают в той плоскости, что деньги из бюджета пропадают, люди занимаются коррупцией, уводят деньги в офшоры.

Но причина в основном-то не в этом. Кто-то, конечно, этим занимается тоже, но в основном люди уходят в офшоры, потому что всё настолько зарегулировано, что заниматься внешнеторговой деятельностью просто невозможно, если соблюдать все требования законодательства и отчетности. Просто проще тогда вообще ничего не делать.

И компании, которые занимаются внешнеторговой деятельностью, уходят в офшоры сознательно, чтобы, во-первых, защитить право собственности, которое здесь иначе… суд их не защищает российский. И во-вторых, чтобы иметь возможность в принципе работать, иначе каждое изменение в условиях поставки, контракта будет сопровождаться, как вы сказали, 14 документами. И так на каждом шагу. Просто это делает невозможным ведение бизнеса.

Да, к сожалению, мы касались этих барьеров. Спасибо большое за реплику. Вы так со знанием дела говорите об этом, будто тоже в офшоре, но в этом нет ничего плохого. Вот я бы тогда здесь продолжила эту реплику вопросом.

Мы много слышали в риторике пару лет назад, да и до сих пор, об усилиях по деофшоризации. А реально ли с нашей текущей правовой и судебной системой добиться того, чтобы в офшоры уходили меньше хотя бы те, кто не коррупцией занимается, как правильно говорит наш зритель, а кто, в общем, просто пытается нормально вести экономическую деятельность?

У меня очень короткий ответ. К сожалению, нет. Нет, действительно, я абсолютно солидарна со зрителем, что действительно проблема в том, что риски ведения бизнеса здесь настолько высоки, что усилия по деофшоризации, наоборот, эти условия ещё ухудшают, они отпугивают. То есть если люди колебались, вести им здесь или там, то чем больше на них давят, понятно, что они скорее примут решение увести капитал.

Да, тем лучше они будут прятаться.

Да. И они этим, в общем-то, и занимаются, и их можно понять. Поэтому, к сожалению, вот так, ответ такой, да.

Ну понятно, такой у нас неизбежный порочный офшорный круг: деофшоризация уводит в офшоры. 

Фото: kremlin.ru

Другие выпуски