Давайте начнем, наверное, с мировых рынков и потом плавно пойдем, так сказать, в детали того, что у нас конкретно происходит. На мировых рынках в общем последние две недели особенно без изменений, и сегодня вот новый обвал, и нефть уже ниже 30, и снова останавливают торги на Нью-Йоркской бирже из-за слишком резкого обвала, и доллар сегодня пробивал 75, но сейчас вроде, кажется, куда-то отскочил, куда-то в 73. И все это на фоне беспрецедентных мер поддержки, которые объявлены американскими властями, 700 миллиардов долларов количественного смягчения, ставка снова 0. В общем, по набору инструментов это что-то похожее на осень 2008 года. Да, примерно?
Примерно похоже, действительно. Но все-таки причины совсем другие теперь, это не просто паника, и не просто падение спроса, и не просто финансовые инструменты или организации, которые сильно затронуты. Здесь, мне кажется, причина сильно связана с медицинскими, во-первых, явлениями, но с разрывом цепочек предложений, мне кажется, это довольно важно для отличия того кризиса от нынешнего. Сейчас мы видим не просто шок спроса или недостатка уверенности в том, что ты будешь богат и поэтому можешь позволить себе еще одну ипотеку, а все-таки это будет шок того, что невозможно произвести такое же количество товаров или услуг, как производилось раньше, ровно потому, что кто-то сидит по карантинам, кто-то перешел на удаленку, а кто-то просто не мог выйти на свой завод для того, чтобы комплектующие собрать. И мне кажется, мы можем увидеть совершенно другой эксперимент над мировой экономикой.
А они друг друга не нивелируют, вот падение спроса в связи с тем, что люди не ходят в магазины и падение производства в связи с тем, что люди не идут на заводы?
С точки зрения изменения цен, конечно, нивелируют, да. В принципе, здесь как раз вот этот баланс, мы дальше, может быть, про наш ЦБ тоже поговорим, но он как раз и намекает, что может, ничего не надо делать со ставками некоторым развивающимся рынкам. А вот что касается деловой активности, это все в одну сторону, это снижение этой самой деловой активности, и в этом плане удар по ВВП может быть совершенно чудовищным. Скажем, если мы думаем про нынешние новости из мира, что происходит в Китае, это, конечно, огромный шок, потому что такого я в 2009 году не помню. Я, может, что-то запамятовал, но там обвалились примерно все индикаторы деловой активности, включая PMI и включая, естественно, грузоперевозки.
Да, я тут немножко цифр тоже дам. Статистика из Китая оказалась худшей за 30 лет, объем промышленного производства в январе-феврале по сравнению с прошлыми первыми двумя месяцами 2019 года упал на 13,5%, какие-то запредельные совершенно цифры, такого военного времени. Ну и так далее, там по всем пунктам просто обвальные цифры, так сказать, в масштабах Китая обвальные, то есть цифры бывают и больше, но для Китая это совсем катастрофа. Так?
Это полная катастрофа, потому что они абсолютно контролируемая экономика, и это не связано только с компартией, но и с принципами ее выстраивания. И мы, наверное, понимаем, что это в мировой экономике огромный кусок, то есть, конечно, по номиналу они пока еще меньше, чем США, но по паритету покупательной способности это уже в принципе самая крупная экономика мира, и когда в ней промпроизводство так сильно падает, это, собственно, означает, что вся мировая экономика находится в очень опасной зоне.
А при этом, тем не менее, из Китая мы слышим в последние дни, вот пожалуй, как мир перевернулся, вот единственное место, откуда теперь приходят более-менее позитивные новости, что вот временные больницы закрывают, что врачи торжественно снимают повязки. Понятно, что все это можно поделить на десять ввиду пропаганды китайской и так далее, но тем не менее, кажется вроде бы, там ситуация, по крайней мере, прошла самый острый момент. Это не является достаточно позитивным, какой-то надеждой, грубо говоря?
Вот это вот очень хороший вопрос, потому что он абсолютно на самом медицинский, он не экономический, и это большая для меня трудность, например, в понимании. Почему? Некоторые люди, которые занимаются вирусологией, и в том числе, вот этими специфическими вирусами, коронавирусами, они говорят, что да-да, это хороший принцип, что выйдя на плато, вы, наверное, потом увидите снижение количества заболеваний в будущем, будут выздоравливать люди, и все в общем нормализуется. А другие говорят, слушайте, вы знаете, мы про принципы вот этого конкретного вируса знаем не очень много, и может быть, это синусоида, вообще говоря? То есть Китай сейчас вроде бы почувствовал себя получше, сейчас начнутся отгрузки, восстановление деловой активности, потом Италия немножко переболеет, они снова начнут летать друг к другу, и назаражают друг друга заново, и снова Китаю придется все это закрывать. Если вот принципы действия вируса такие, что от него не появляется как бы вторичного иммунитета или что-то такое, я запутался немножко, что нельзя заболеть второй раз, вроде бы там можно заболеть второй раз, и если это правда, то на самом деле вот это вот нынешнее плато, которого они достигли, нужно еще посмотреть и подождать, как это во второй половине года будет работать.
Не выглядит очень надежно пока что, да?
Да.
Видимо, собственно, и реакция, которую мы видим, она тоже об этом говорит, что люди пока, инвесторы, скажем так, в широком смысле слова, пока не очень…
А я думаю, что инвесторы гораздо больше смотрят на западный мир, то есть они о Китае заботятся постольку-поскольку это важный, безусловно, рынок и очень важная производственная база мировая, но все-таки, зная, условно, что Франция и Италия вводят карантин на 45 дней, мне сейчас просто начали друзья из разных мест писать очень разное, пока часть этой информации объективно не официальная, но если вдруг скажут в какой-нибудь из этих стран, сидите 45 дней дома, старайтесь никуда не ходить и заказывайте все по интернету, то это может быть реальным огромным ударом по деловой активности. И по нервам родителей, естественно, но это уже немножко другое. Поэтому время покажет, мне кажется, инвесторы отчетливо понимают, что ситуация супер неконтролируемая.
В этом смысле это можно считать пока скорее паникой, чем каким-то пониманием, к чему это идет?
Или пересмотром и большим ростом неопределенности. Вот кто-то действительно любит говорить, что неопределенность это самое страшное, с чем сталкивается инвестор, возможно, это сейчас и происходит на наших глазах.
А что могло бы стать этой определенностью? Вот, например, какая новость могла бы хотя бы немножечко притормозить этот обвал?
Если все графики заболеваний станут как в Южной Корее. В Южной Корее фактически тоже плато, и их жесткие меры привели к тому, что у них не вот так вот выглядит рост заболеваемости, а вот так вот, то есть типа логарифм против экспоненты, условно. И в этом плане действительно, если вдруг мы увидим в развитых странах через пару недель, что там все стабилизируется, и действительно они выходят на какое-то все-таки плато, тогда будет более-менее разумная ситуация. Если мы этого не увидим, я думаю, рынки будут очень уверенно проседать и дальше.
Тем не менее, даже для этого нужно еще время, две-три недели, примерно так, чтобы хоть как-то стало похоже.
Абсолютно так. Потому что опять же, из вирусологии…
Как далеко мы успеем улететь за эти две-три недели и насколько, в какой степени ущерб будет не чтобы непоправимым, но по крайней мере, не отыгрываемым просто назад?
У меня взгляд простой. Когда люди становятся бумажно беднее, они зачастую тратят меньше, это правда. Но мы понимаем, что на самом деле средний или медианный американец, европеец и так далее, он не то чтобы сильно богат, и он все равно живет во многом где-то на кредитные средства, где-то выплачивает свою ипотеку, поэтому я думаю, что вот это снижение бумажных состояний, которое обязательно произойдет и уже происходит, оно не обязано так уж сильно отразиться на деловой активности. Если у нас будет определенность с тем, как страны будут проходить свои пики заболевания, мне кажется, все вернется на круги своя. То есть просадка будет большой, некоторые говорят уже про 50% просадки американских рынков, и это нормально, потенциально возможная, на 20% он уже просел как бы с пиков, и сильнее даже, чем эта цифра, поэтому в принципе почему бы и нет. Если я сейчас ничего не путаю, а наверное, я все-таки могу перепутать, в 2000-2001 он просел где-то на 90%, а после этого был безумный рост Netflix и всего остального, то есть в этом плане мы понимаем, что это не критично для отдельно взятой экономики.
Но это если мы говорим про финансовые рынки. А если мы говорим про реальный сектор, насколько у него запас прочности, вот как долго он может жить в состоянии такого форс-мажора?
Мой взгляд, я сегодня еще раз взглянул и на американские тоже данные, что-то все плохо очень выглядит, прямо сильно плохо, с точки зрения того, что скорее всего, американская экономика, если не в рецессии будет первые два квартала вряд ли, все-таки я думаю, что нет, то технически она во втором квартале просядет очень сильно. И в этом плане, мне кажется, что деловая активность затормозится. В чем прелесть, в том, что китайская экономика, как более плановая, она способна сказать: «Ребята, мы кажется недоинвестировали в первом квартале, давайте-ка мы развернемся во втором-четвертом». У большинства экономик других такого планового влияния нет, и там инвесторы нервничают часто до такой степени, что откладывают свои инвестиции на годик-другой, а не на квартал-другой. И мне кажется, что действительно деловая активность будет очень тяжелая в этом году, хотя мы сегодня говорили с одной коллегой, мы оба ждем все еще роста российской экономики, пока еще роста, в 2020 году.
Фото: EPA
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.