Власть не боится армянского сценария (пока), зато положила глаз на сбережения россиян, а депутаты сами подсказали США, какие санкции вводить

23/04/2018 - 18:11 (по МСК) Маргарита Лютова
Поддержать ДО ДЬ

В эфире программы «Деньги. Прямая линия» — экономист, профессор ВШЭ, директор Института стратегического анализа и партнер компании «Финансовые и бухгалтерские услуги» Игорь Николаев. Он объяснил, почему любые экономические реформы в России неэффективны, можно ли ждать повторения армянского сценария и как депутаты подставляют российскую экономику под санкционные удары.

  • Возможен ли армянский сценарий в России (00:35)
  • Почему споры о реформах в России бессмысленны (08:04)
  • Как экономический блок приукрашивает статистику (18:57)
  • Как депутаты сами подсказывают новые санкции (33:36)

Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж

Добрый день. Понедельник, 17.00, а значит, в прямом эфире программа «Деньги. Прямая линия». Как всегда, по понедельникам, говорим об экономике, о российской, о мировой, чем она живет, и что это значит для нас с вами. Меня зовут Маргарита Лютова, и сегодня мы беседуем с частым гостем нашей студии, которому мы неизменно рады, это Игорь Николаев. Игорь Алексеевич, спасибо, что пришли, рады вас всегда видеть.

Игорь Алексеевич, предлагаю начать с новости вот практически последних часов. Десять дней шли протесты в Армении, которые закончились уходом в отставку Сержа Саргсяна, который был у власти десять с лишним лет. И здесь, хотя новость, на первый взгляд, политическая, и Армения экономически не сильно значима, я бы так сформулировала экономико-политический вопрос, который часто мы задаем, когда у нас те или иные политические события: что здесь могло быть первичным и обычно бывает первичным? Некий рост уровня жизни, когда у людей появляется возможность в свободное время задуматься и о своих гражданских правах? Или, наоборот, некоторое падение благосостояния, после которого ну уже невозможно дальше терпеть и надо идти на улицы?

Я думаю, что пример Армении — это все-таки второе. Саргсян много лет был у власти, и было много надежд у жителей Армении, и надежды эти, по большому счету, не очень-то и сбылись. Уровень жизни в Армении, мягко говоря, оставлял и оставляет желать лучшего. То есть люди столкнулись с ситуацией, когда они надеялись, с точки зрения того, что уровень жизни их подрастет, шли годы, а ничего кардинально не менялось. И вдруг, оказывается, что им предлагают и дальше точно так же и жить, а для них, конечно, прежняя ситуация, до сегодняшней отставки, ассоциировалась именно с тем, что так дальше и будет продолжаться. Знаете, жизнь идет, люди так подходят к оценке этой ситуации, годы идут, а все, мягко говоря, не улучшается. Вот отсюда и появляется этот протест, отсюда жажда перемен. Так что второй случай, когда не очень-то хорошая жизнь.

Вот звучит знакомо, но совершенно к нам не применимо получается. Ведь тоже, столько лет, а уровень жизни не так, чтобы растет, а то и сокращается, учитывая картину с реальными доходами, но не выливается в другую ситуацию. Здесь, наверное, конечно, это разница и общественно-политической ситуации, и менталитета, но смотреть на все это ужасно непривычно, и даже есть такие отзывы, что зависть берет.

У нас последние четыре года уровень жизни снижался, реальные располагаемые денежные доходы населения падали суммарно на 11%. Но, во-первых, до этого они сильно подросли, и социальный контракт между людьми, между обществом и государством, был такой — мы вам повышаем уровень жизни, и у государства были на это ресурсы, нефтедоллары, а вы, в общем, особо не интересуетесь политикой, мы сами все знаем, сделаем как надо. Потом оказалось, последние четыре года, что как-то уровень жизни снижается, и предлагают и в политику особо не лезть, и уровень жизни снижается.

Другие выпуски