Неприятный выбор для дам: почему повышение пенсионного возраста ударит в первую очередь по женщинам

05/03/2018 - 20:07 (по МСК) Маргарита Лютова

Главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин объяснил, к чему может привести повышение пенсионного возраста после грядущих выборов и как оно скажется на показателях производительности.

Полную версию программы смотрите здесь.

— Добрый вечер. Меня зовут Евгений, я хотел бы спросить, будет ли после выборов повышен пенсионный возраст? И как это отразится на производительности труда? Это будет плюс для нашей экономики или минус?

Спасибо большое.

Смотрите, по поводу производительности я, наверное, не имею готового мнения, но предположу, что может снизить. Объясню, почему. Дело в том, что мужчины сейчас очень часто работают несколько лет после наступления пенсионного возраста совершенно спокойно. Для мужской половины населения это давно уже норма, поэтому по большому счету, если мы говорим о повышении пенсионного возраста мужчин, то едва ли что-то новое можно будет ожидать, просто неким образом закрепятся вот эти новые нормы.

Сейчас работающего пенсионера дискриминируют определенным образом — пенсию тебе не повысим, хотя положено, например, индексировать не будем, или что-то еще — вот эта история исчезнет, то есть будет неким образом легализовано, то есть государство успокоится, понятно, улучшит свое фискальное положение, это не ново, но тем не менее да, вполне себе изменение, которое улучшит положение федерального, в первую очередь, бюджета за счет того, что нужно будет меньше субсидировать Пенсионный фонд Российской Федерации.

Да, потому что сейчас огромные расходы федерального бюджета на трансферт в Пенсионный фонд.

Ну, огромными они были бы, если бы мы в 2008 году не начали все эти истории с «пенсионными реформами», если можно назвать, конечно, откат назад пенсионной реформой. Ну да, бог с ним, реформой в принципе, по форме, это является. У нас часто нужно не на форму смотреть, а на существо. Это большая проблема большей части тех, кто рекомендует и делает реформы здесь: корежат формальные институты, не трогая, не анализируя, не разбирая, не освещая, не всегда понимая особенно, то есть что за существо на самом деле за ними стоит. У нас не то же самое, что такое формальный и неформальный институт.

Интересная тема, я думаю, еще обсудим. Вернемся.

Так вот женщины. Основной трюк в повышении пенсионного возраста и основной эффект можно ожидать от женщин. Дело в том, что сейчас, после наступления пенсионного возраста, участие в рабочей силе женщин резко падает, то есть очень многие женщины предпочитают сосредоточиться, видимо, на семье, на себе, не знаю, не важно.

Внуки.

Абсолютно правильно. А то, что произойдет, — их физически заставят отложить этот процесс, если это произойдет, на какое-то время. То есть фактически у нас возрастет доля участия женщин, в зависимости от того, на сколько лет, в какой год повысят этот пенсионный возраст, вот в этих возрастах в рабочей силе и приведет к увеличению ее численности. Это приведет, естественно, скорее всего, к тому, если эти люди уходили с работы после наступления пенсионного возраста, то, наверное, они были бы счастливы уходить и дальше, поэтому персонально, к сожалению, для дам это будет неприятный выбор, то есть государство вынудит из задержаться на работе еще на несколько лет.

Я не думаю, что в этом случае можно ожидать высокой мотивации от этих дополнительных работников. Вот почему я думаю, что это может привести в среднем к падению производительности, потому что если вы вот-вот хотели выйти, но тут взяли, поменяли, и вот с вашего конкретно года сейчас там плюс полгода, или плюс год, или плюс пять, это не имеет значения.

Все будут зачеркивать крестики на календаре в ожидании, когда все-таки…

Ну конечно. Вы уже вот, ваша подруга на год старше, она, слава богу, вовремя ушла, довольный человек, занимается семьей и собой, рада. То есть надо понимать, что те решения, которые люди принимали, они, скорее всего, принимали, исходя из персональных и внешних обстоятельств, то есть видя, сколько они могут зарабатывать, какие у них перспективы и прочее, и видя, что они могут делать, не знаю, для себя и по дому, они принимали решение уходить.

Поэтому, если мы их вынуждаем подольше задержаться, а вот именно на этот круг работников в первую очередь воздействует решение о повышении пенсионного возраста, то, очевидно, ждать от них восторгов точно не стоит. Вот в первую очередь, наверное, какой эффект стоит ожидать, то есть увеличение участия женщин в прежних пенсионных возрастах, в том диапазоне, где повысят, в зависимости уж как они решат, в рабочей силе, и скорее всего, несколько более низкую производительность, не радикально, но тем не менее. Задачу выполнения увеличения производительности именно на человека это может осложнить.

Но я вас уверяю, с точки зрения вот этого уровня, 7%, против текущего это совершенно не материально. В среднем, понятно, фискальный эффект для государства будет положительным, и дополнительный ВВП эти вот люди, кто будет вынужден подольше задержаться на работе из-за повышения пенсионного возраста, тоже произведут, поэтому в целом для государства — эффект «плюс», для общества я не уверен, то есть общественный эффект может оказаться неоднозначным. Поэтому я бы не стал, здесь я вообще не готов даже предположить, плюс это будет или минус, может, около нуля.

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Другие выпуски