Необратимая прозрачность: Навальный создал систему контроля госкомпаний через соцсети. Как работает эта схема и что она изменила навсегда?
В новом выпуске программы «Деньги. Прямая линия» ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов, основываясь на собственных научных исследованиях, рассказал о том, как антикоррупционные расследования Алексея Навального и независимых СМИ повлияли на рост эффективности работы компаний за счет повышения уровня прозрачности информации об их деятельности.
Переходим чуть к другой теме, чуть внутрь. Во-первых, хочу, пользуясь нашим эфиром, поздравить вас и ваших соавторов с престижной международной наградой, которую вам некоторое время назад вручила Американская экономическая ассоциация за лучшую статью, опубликованную в одном из изданий этого очень престижного объединения за, между прочим, три года с 2018 по 2020 год.
Это исследование, которое посвящено социальным сетям и коррупции, в частности, посвящено еще стародавним, когда Алексей Навальный специализировался исключительно на борьбе с коррупцией в госкомпаниях, его постам в Живом Журнале. Вы в этом исследовании показываете, что его посты действительно приводили к изменению капитализации, то есть изменению котировок компаний, которые становились героинями его расследований.
В этой связи у меня вот какой вопрос: сейчас у нас… Навальный ― все понятно, он находится в заключении. И у нас, в общем, как-то фондовый рынок не слишком развивается. Есть ли у нас сейчас этот механизм, что называется, общественного контроля, будь то в СМИ или где-то еще, за госкомпаниями или он уже безнадежно потерян?
Я не думаю, что он безнадежно потерян, хотя он, конечно, получил большие удары в связи с проблемами, которые возникают у независимых СМИ, поскольку в принципе это общая история о том, что прозрачность приводит к тому, что повышается эффективность работы компаний. Поскольку когда у вас есть прозрачность, когда у вас есть возможность какие-то проблемы донести до широкого круга людей, а значит, и инвесторов тоже, у вас возникают абсолютно финансовые стимулы к тому, чтобы вести себя, условно говоря, хорошо, следить за тем, чтобы у вас в компании как минимум не было случаев прямой коррупции и просто система корпоративного управления улучшалась.
В этом смысле, с одной стороны, когда мы говорим о традиционных СМИ и так далее, у нас общая тенденция последнего времени была достаточно негативной, с другой стороны, социальные сети играют, я продолжаю считать на основании собственных исследований того, что происходит, что они играют на самом деле положительную роль в осуществлении прозрачности. У них есть другие негативные эффекты, которые мы тоже изучаем в других статьях, но вот прозрачность информации о деятельности компании никуда не девается. И здесь тогда на самом деле мы на конкретном примере конкретного блога, конкретных постов показывали эффект, потому что академическая литература так работает.
Но в целом, я думаю, технологические изменения, произошедшие за последние годы, и возросшая роль социальных сетей сделали так, что это уже необратимый процесс, прозрачность увеличилась очень сильно. Это будет не этот блогер, это будет какой-нибудь другой телеграм-канал, не этот, так третий. Это вещь, которая не монополизируется, нельзя говорить, что это влияние одного конкретного блогера, это общая масса информации, которая циркулирует в социальных сетях. Она приводит к тому, что на самом деле сейчас скрыть какие-то важные негативные истории, связанные с коррупцией в крупных компаниях, очень тяжело, по сути, невозможно, и это относится даже не только к случаям коррупции, но и к каким-то экологическим проблемам, на которые раньше можно было закрывать глаза и делать так, что никто об этом не узнает, сейчас это практически невозможно. То есть прозрачность необратимо увеличилась.
Фото: navalny / Instagram