«Люди в штатском, наручники, задержания — механизм такой же, как с Голуновым»: Евгений Надоршин о бизнес-климате в России и разговорах на ПМЭФ

10/06/2019 - 23:15 (по МСК) Лев Пархоменко
Поддержать ДО ДЬ

В гостях у программы «Деньги. Прямая линия» экономист Евгений Надоршин. Обсудили взаимосвязь общественной свободы и роста экономики, почему буксуют нацпроекты, зачем на ПМЭФ доказывали, что малый и средний бизнес в России свободен и хорошо зарабатывает, а бизнесмены все равно не хотят вкладываться в экономику России. Этот эфир Лев Пархоменко провел в майке #СвободуГолунову в знак нашей общей поддержки арестованного журналиста Ивана Голунова.

Всем добрый вечер. Это программа «Деньги. Прямая линия». Меня зовут Лев Пархоменко, как всегда, по понедельникам вечером, мы встречаемся в студии Дождя с ведущими экспертами в области финансов и экономистами для того, чтобы обсудить все последние новости экономики. Их нам пришло за последнюю неделю очень много, прошло главное экономическое событие в жизни России Питерский экономический форум. Ну, главное или нет, мы сейчас тоже обсудим. Я очень рад, что у нас сегодня в гостях Евгений Надоршин, главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал». Прежде чем мы перейдем к разговору, небольшое объяснение. Вот мы сегодня, друзья, все в таких майках, по понятным причинам, потому что мы все, конечно, призываем освободить нашего коллегу Ивана Голунова.

Евгений, прежде чем мы перейдем к Петербургскому форуму и как-то подробно его разберем, все-таки даже тут, в экономической программе, спрошу у вас про Ивана Голунова, но с очень конкретным поворотом. Первый такой теоретический, полит-экономический и так далее. Так как минимум половина этой истории это про давление на прессу, можем ли мы говорить про некую связь между качеством и свободой прессы и экономическим ростом, инвестиционным климатом и прочим, и прочим? Ну вот так если мы рассматриваем этот вопрос.

В теории, скажем, обычно да. То есть, по крайней мере, либеральная теория прилагает усилия для того, чтобы эту связь, и положительную связь, найти. И в принципе, кажется, это соответствует здравому смыслу, вот в частности, да, поощряя распространение информации. На практике с этим есть сложности в последнее время, и в первую очередь благодаря Китаю. Благодаря или из-за, все зависит от того, как вы смотрите на ситуацию. Вот уж где со свободами есть проблемы, и в частности, со свободой прессы. Но это почти бессменный лидер, кроме, может быть, последних пары лет, когда его догнала и обогнала Индия, и сколь-нибудь заметных экономик, по темпам роста. И как вы понимаете, это в существенной степени дает своеобразный ответ на вопрос, нужна ли, так сказать, свобода.

Причем, обратите внимание, про свободу прессы это вы, так сказать, «залезаете». Понятно, что экономическая мысль изучает все виды свобод, вот считается, что они благотворно влияют на экономический рост, развитие через, в первую очередь, поощрение инициативы, то есть предпринимательской, деловой, любой, то есть вы чувствуете себя комфортным и защищенным в части своих прав, потому что свободы проистекают из прав. Они же не просто так возникают в обществе, есть конституция, не у всех стран, но по крайней мере, которая дает людям определенные права, реализуя свои права, люди собственно и говорят — вот это мое право на свободу слова, мое право на, мое право на, мое право на. То есть обращаю внимание, есть пучок прав, как говорит институциональная экономика, и свободы являются частью этого пучка.

Также по теме
    Другие выпуски