«Мы, слава Богу, не оккупировали Эстонию»: Владислав Иноземцев о том, почему США не вводит новые санкции против России

15/01/2018 - 19:11 (по МСК) Ксения Батанова

В эфире программы «Деньги. Прямая линия» побывал экономист Владислав Иноземцев. Он рассказал, что ждет российскую экономику в 2018 году и почему США не вводит новые санкции против России.

― Скажите, пожалуйста, какой эффект для российской экономики будет от санкций, которые американцы введут в конце января? Повлияет ли что-то на российскую экономику?

Спасибо.

Спасибо большое, это тоже очень ценный вопрос. Я хотел бы сказать, что я не знаю о санкциях, которые американцы в конце января собираются ввести. То, что произойдет через несколько недель, сведется к обнародованию согласно решению, согласно закону, который принял Конгресс в августе прошлого года, к обнародованию списка таких politically exposed people, то есть бизнесменов, российских предпринимателей, которые так или иначе сделали свои деньги через близость к политической власти, которые замечены в какого-то рода взаимодействиях с, условно говоря, обслуживанием экономических интересов Кремля, крупнейших госкомпаний и так далее.

Я не думаю, что против этих людей будут немедленно введены какие-то дополнительные санкции. Это говорит только о том, что их трансакции, их бизнесы будут более внимательно проверяться, если они ведутся за границей. И в целом, скажем так, вполне возможно, что бизнесы этих конкретных людей будут потихонечку выдавливать из Соединенных Штатов и, может быть, отдельных стран Западной Европы. Но это не есть санкции против всей российской экономики.

Санкции, которые были введены, достаточно существенны. Но всё-таки я бы сказал так: на сегодняшний день самым значимым ударом по России стало снижение энергетических цен в 2014–2015 годах. Это есть главный корень всех наших проблем, потому что если посмотреть на статистику, экспорт резко рухнул, валютные поступления упали, бюджетные доходы снизились в первую очередь из-за этого.

Санкции были глубоко вторичным моментом, на мой взгляд, и остаются им и сегодня. Конечно, инвестиций сюда приходит меньше, но, с другой стороны, надо понимать, что, даже учитывая снижение цен на нефть, общее сокращение благосостояния россиян и общее скукоживание российской экономики в долларовом выражении, это само по себе вызвало бы снижение инвестиций, снижение торговли.

Поэтому мне кажется, что те негативные эффекты во взаимоотношениях экономических с Западом, которые имели место быть, в значительно большей мере обусловлены объективными обстоятельствами и общим кризисом в России, чем санкциями, которые Запад ввёл. Опять-таки, те санкции, которыми мы ответили на это, я думаю, нанесли нам больший ущерб, чем санкции Запада. Серьезных ограничительных мер типа заморозки активов, как это было в отношении Ирана, отлучения от системы банковских платежей и расчетов, что тоже относилось к тому же Ирану, не было. И вот это могло бы просто уничтожить российскую экономику, на мой взгляд. Но этого нет и пока, слава богу, не предвидится.

А не предвидится почему? Нет такого желания у властей США? Либо это им невыгодно просто, либо нет в этом экономического смысла в принципе никакого?

На самом деле мне кажется, что здесь есть определенный элемент инерции. То есть те санкции, которые были введены в ответ на действия России в Украине в 2014 году, находятся в силе и вряд ли будут отменены. Вводить сейчас новые санкции, по крайней мере, допустим, европейцам ― не очень понятно, какие к этому есть причины. Россия больше ничего не сделала, не оккупировала Эстонию, слава богу, не вторглась ни на какие территории НАТО, не свергла ни одного европейского правителя. Поэтому, в принципе, вроде бы просто есть соблюдение статус-кво: европейцы продлевают эти санкции каждые полгода.

В Америке сейчас разворачивается серьезная антироссийская истерия в связи с якобы имевшим место вмешательством в выборы. Я сильно сомневаюсь, что оно было решающим, это вмешательство, и именно оно определило победу Трампа. Но опять-таки, моё мнение здесь чисто любительское. Пусть расследование будет доведено до конца, мы увидим результат.

Поэтому американцы сейчас, скажем так, на фоне вот этой политической борьбы в самих Соединенных Штатах продавили этот второй пакет санкций. Опять-таки, ещё раз повторю, это скорее не санкции против российской экономики, это санкции против людей, политически близких к режиму и делающих на этом деньги, скажем так, против российской коррупционной элиты в первую очередь.

Ещё раз повторяю, эти санкции будут приведены в действие, они напугают очень многих, они, наверно, подорвут состояние и успешный бизнес кого-то из российской элиты. Но, опять-таки, радикальный удар по российской экономике они вряд ли нанесут. Что касается дальнейшего ужесточения, это будет зависеть только от действий самой Москвы.

Фото: Ints Kalnins / Reuters

Другие выпуски