Молодые технократы в 1950-х. Как Мишустин может использовать опыт послевоенного правительства диктатора Франко

18/02/2021 - 18:52 (по МСК)
Поддержать ДО ДЬ

В гостях у Льва Пархоменко в программе «Деньги. Прямая линия» — профессор, доктор экономических наук, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. В частности, экономист рассказал, чему правительство Михаила Мишустина может поучиться у правительства испанского диктатора Франсиско Франко, которое пришло в 50-е ХХ века и благодаря молодым технократам совершило экономическое чудо.

Вспоминается термин, который, кажется, все чаще мы слышим, прожиточный минимум. В данном случае, наверно, не в виде конкретных 12 тысяч рублей, а в более широком смысле, что какой-то базовый минимум: тепло, еда, свет, вода ― есть, но не больше. Это вот такой прожиточный минимум.

В этом случае эти сценарии ― «осажденная крепость», «замороженная экономика», которой, может быть, нужно дать где-то 45, 50, 55%, может быть, даже 60%, да, это тот мир, в котором мы будем жить, в котором народ все время торгуется с правительством, с властями за кусок хлеба и тепла, за свои доходы. Это очень устойчиво, и в этом случае реформы такой конструкции ― это мой прогноз ― могут начинаться только сверху. Решительные повороты, тем более в стране, в которой стареющее население, в которой доля молодежи очень невелика и, в общем-то, кусок постоянно есть.

Есть еще один сценарий, у которого, может быть, больше шансов, он как раз связан с тем, чем может стать правительство Мишустина, правительство технократов. Это сценарий позднего Франко, может быть, где-то 15–20% шансов мы можем отдавать, что этот сценарий может состояться. Когда Франко создал правительство из молодых технократов в конце пятидесятых ― конце шестидесятых годов для того, чтобы… Он понимал, что будет после того, как он уйдет, ему нужно было выйти из своего проекта с развернутыми флагами, он должен был остаться в истории Испании не только тем, кем он был, да, закончив гражданскую войну насилием, огромным насилием. Ему нужно было примирить свое имя с историей. И кроме того, конечно, он понимал, что начнется то, что называется демократизацией. Франко в конце пятидесятых ― начале шестидесятых годов совершил первое экономическое чудо, он занимался экономической либерализацией. Скажем, та инфраструктура Испании, которую многие из нас очень любят: пляжи, дороги и так далее, ― все это начиналось как раз в эпоху позднего Франко. Это так называемое государство развития, когда все, что происходит в стране, подчиняется, еще раз повторю, таком росту, модернизации и росту благосостояния правительством технократов. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, возможно ли, я хочу повторить еще раз: возможно.

На фото на обложке: Франсиско Франко и президент США Дуайт Эйзенхауэр, 1959

Также по теме
    Другие выпуски