«Медведеву положено быть оптимистом»: почему не стоит верить позитивным заявлениям премьера о росте доходов

05/12/2017 - 17:07 (по МСК) Ксения Батанова
Поддержать ДО ДЬ

Директор института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев в эфире программы «Деньги. Прямая линия» рассказал, почему не стоит верить всем оптимистичным заверениям Дмитрия Медведева о том, что российская экономика растет, а с ней и доходы граждан. 

Хотелось бы как раз начать с выступления Дмитрия Медведева, который дал интервью традиционно уже пяти телеканалам, и был очень оптимистичен. То есть он там сказал, что инфляция рекордно низкая, обвала рубля не будет, он отвязался от нефти, реальные доходы растут, налоги не повышаются. Вот вы разделяете этот оптимизм? Или есть какие-то все-таки вопросы и к оптимизму, и к тому, что сказал Дмитрий Медведев?

Оптимизм я не разделяю, просто потому, что это не соответствует тому, что я наблюдаю в реальности. А в отношении Медведева, ему как бы по должности положено быть оптимистом, особенно в нынешнее время, с учетом предстоящих выборов.

Ну а положено быть оптимистом — это понятно, но когда человек говорит не совсем правду, скажем так, мы просто провели фактчекинг его слов, моя коллега Маргарита Лютова обнаружила, что как минимум в пяти случаях премьер-министр, скажем так, слукавил. То есть он, например, говорит о росте реальных доходов, на самом деле реальные доходы, не зарплата, а доходы падают уже четвертый год, а Дмитрий Медведев вот на голубом глазу говорит, значит, миллионам телезрителей, ну то есть эту информацию же легко можно проверить. Можно быть сколько угодно оптимистом, но если ты говоришь откровенную неправду, то зачем это делать? Или, может быть, он просто не в курсе реальной ситуации?

Я думаю, что он в курсе. Но можно вспомнить, что было в советское время, когда тоже люди на партсъездах отчитывались о росте благосостояния, победе, так сказать, в конкуренции с загнивающим Западом и так далее. Ну, все уже было.

Да. Ну по идее, так выглядит, по крайней мере, что мы немножко ушли от того времени, но опять получается, что все возвращается на круги своя.

Мы как-то возвращаемся на круги своя, да. Безусловно, время другое в том плане, что возможностей проверки гораздо больше, то есть мы стали более открытыми. Но, как я понимаю, людям, которые находятся на вершине властной пирамиды, видимо, сейчас проще действовать таким образом.

То есть им просто удобнее рассказывать, что… просто люди видят одно, обычные люди, а им говорят совершенно другое. Им как будто говорят: вы не понимаете, у нас все хорошо, у нас инфляция низкая, рост ВВП 2%. А то, что вы видите в магазинах, рост цен на бензин и на продукты — это все что, неправда?

В этой ситуации может быть некий вариант или какой-то, так сказать, способ самоуспокоения. То есть как бы они сами себя уговаривают, что все хорошо.

Если они сами себя уговаривают, что все хорошо, как дела обстоят на самом деле?

На самом деле, насколько я знаю, дела обстоят не сильно хорошо. В частности, была определенная позитивная динамика, начиная примерно с весны, с лета прошлого года. Но, если брать вот какие-то последние оценки известных макроэкономических центров, скажем, есть такой Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, причем довольно, так сказать, консервативный по своим взглядам, они совсем не либеральные товарищи. Ну вот по их оценкам, в четвертом квартале макроэкономические индикаторы в общем идут вниз. То есть вот то какое-то оживление или признаки оживления, которые были до того несколько кварталов, фактически закончилось. То есть снова начинается стагнация.

Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Другие выпуски