Как может выглядеть кризис в России, если инфляция начнет резко расти?
Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова объясняет, почему горизонт прогнозирования российской экономики чрезвычайно короткий и что можно ждать через пять лет.
Говоря о пессимистичных сценариях, у нас есть еще один глобальный вопрос, как раз в завершение. Алексей Рудкевич на сайте спрашивает о перспективах российской экономики на ближайшие пять и десять лет. Вопрос дальше идет подробнее — в ближайшие два-три года нас, судя по всему, ожидает застой, а после очередного глобального кризиса, ведь глобальные циклы никто не отменял (ждет наш зритель глобального кризиса), насколько глубоко может просесть наша экономика, на что будет похож такой кризис, каким он может быть глубоким? Вот зритель вспоминает девяностые или даже начало ХХ века.
Вы знаете, я хочу сказать, что горизонт прогнозирования в российской экономике стал сейчас очень коротким. На самом деле сценарий на пять, на десять лет, это сейчас почти из области фантастики, потому что это даже не связано с российской экономикой, это просто связано с тем, что мировая экономика очень сильно меняется. В целом я с таким взглядом, в общем, я его разделяю, что действительно ближайшие несколько лет у нас будет период очень низкого экономического роста, который действительно можно назвать стагнацией. Дальше, я думаю, после 2020 года, это тоже не вопрос России, потому что, как вы понимаете, с такой очень жесткой макроэкономической политикой, со взвешенной политикой Центрального банка, жесткой бюджетной политикой, в принципе стагнация может длиться очень долго. Но внешние факторы, они действительно могут нанести какой-то удар, и очень много неопределенности в мировой экономике.
Большой вопрос по поводу Китая, потому что последнее время новый раунд беспокойств по поводу «плохих долгов», но вообще говоря, конечно, китайская экономика замедляется, структурно торговая война с США усложняет Китаю задачу управления, осуществления мягкой посадки своей экономики. Поэтому, конечно, Китай вот на горизонте пятилетнем, я думаю, что это огромный вызов для экономики. Стратегия США, будут ли действительно торговые войны, или, как говорят некоторые эксперты, новый президент Трамп просто жестко говорит, но на самом деле не склонен будет сильно менять мировую экономику, это открытый вопрос, мы не знаем. Но совершенно понятно, что США становятся фактором неопределенности, их политика для мира.