Страна невыученных уроков: чем протесты в Казахстане опасны для России
Как социальное неравенство привело к протестам в Казахстане и почему для России — это невыученный урок? Об этом в колонке Маргариты Лютовой.
Часто кажется, что мы в России живем в стране невыученных экономических уроков — это я перефразирую название назидательной советской повести и поставленного по ней мультфильма, в котором у двоечника в задаче получалось полтора землекопа. В похожей стране невыученных уроков последние десятилетия пребывал и Казахстан — и вот последствия. Разумеется, массовые протесты и политический кризис — многомерные явления: там и война кланов, и проблема транзита власти, и так и не построенные за 30 лет эффективно работающие государственные институты и так далее, и так далее. Но невозможно игнорировать важнейший невыученный экономический урок — вот как опасно неравенство в обществе.
Эту важнейшую тему современной экономики явно будто бы не проходили и российские власти. В той самой советской сказке про страну невыученных уроков главный герой школьник Виктор Перестукин возмущается: хочется показать характер, преодолевать трудности, а тут какие-то экономические истины, извините, ну то есть учебники
И вот так Витька Перестукин оказывается в этой самой стране невыученных уроков. Пренебрегающие экономикой автократы не только оказываются в стране невыученных экономических уроков сами, но и утягивают вслед за собой миллионы людей. Мировая экономическая мысль особенно активно занялась проблемой социального неравенства вскоре после глобального финансового кризиса. Неравенство — это плохо не просто потому что, грубо говоря, кто-то богат, а кто-то беден, и бедный будет завидовать, а то еще и захочет что-то отобрать.
Это примитивная и, конечно, неверная трактовка. Важно различать неравенство результатов, например доходов, и неравенство возможностей достичь эти самые результаты. Проблемы с развитием экономики и, как видно, политической стабильностью возникают, когда у значительной части граждан или даже у большинства нет возможностей улучшить свое положение.
Уже больше пяти лет назад экономисты Европейского банка реконструкции и развития тогда еще под началом работавшего там Сергея Гуриева попытались оценить масштаб неравенства возможностей в так называемых переходных экономиках — то есть странах, сменивших после распада СССР цель построения коммунизма на строительство рыночной экономики.
Казахстан оказался в числе рекордсменов — вот вы видите, один из высочайших столбиков среди всех бывших советских республик, а также стран Восточной Европы. Несколько выше показатели неравенства возможностей оказались только в Грузии и Молдове. В России выше среднего.
Но что вообще означает этот показатель? Экономисты изучают, какие именно факторы определяют неравенство доходов в стране. В какой мере неравенство связано с факторами, на которые люди сами не в силах повлиять? Проще говоря, в какой мере оно несправедливо, связано с неравными возможностями? В Казахстане примерно 40% различий в уровне благосостояния — несправедливы. Иными словами: в среднем, благополучие зависит от собственных усилий и талантов на 60%. Остальное решают факторы, на которые повлиять сам человек не может: место рождения, благополучие и образование родителей, даже членство в компартии во времена СССР. Если повезло — то 40% успеха как бы падают с неба, если нет — то становятся недостижимы.
Крупнейшая составляющая неравенства возможностей в Казахстане — географическая. Это очень ярко проявляется в ситуации с образованием. Недавние данные Всемирного банка: в среднем разрыв в уровне образованности и навыков у подростков в экономически благополучных регионах по сравнению с отстающими регионами эквивалентен четырем годам обучения.
Вроде бы понятно, чем чревато неравенство возможностей. Если нет широкого доступа к качественному образованию, меньше людей смогут реализовать свои таланты, получить хорошую профессию, стать квалифицированными работниками или предпринимателями. Пострадает вся экономика. Но это только начало вредных последствий несправедливого неравенства. Апатия и безысходность, алкоголизм и наркозависимость — это с одной стороны, а с другой — агрессия и озлобление, поиск социальных лифтов за рамками закона.
Самая плохая новость, пожалуй, в том, что даже если государства начнут инвестировать не столько в силовиков, сколько в человеческий капитал, то есть в образование и здравоохранение, этого не будет достаточно. Преодолеть неравенство возможностей без независимого суда, перед которым равны все, невозможно. В пресловутом советском мультике финальным испытанием в стране невыученных уроков был приговор без запятой «казнить нельзя помиловать». Лидеры стран, которые выбирают силу, а не развитие, не там ставят запятую. Сказка — ложь, да в ней намек, сделаешь неправильный выбор.
Хорошая же новость в том, что большинство людей и в Казахстане, и в России, и во многих других постсоветских странах, страдающих от неравенства возможностей, живут все-таки не в условиях средневекового сословного общества, и их жизненные шансы не предопределены при рождении навсегда. Кое-что все-таки сделать можно и в текущих условиях.
Образование и здоровье, свое и детей — возможно, лучшие долгосрочные инвестиции, причем речь не только о деньгах, но и о времени, и внимании. Правда, и такие ресурсы тоже не всем доступны. Помощь благотворительным организациям или просветительским проектам в виде взносов или волонтерства — тоже инвестиции в человеческий капитал, вклад в борьбу с неравенством возможностей и с невыученными уроками.