Как перепись могла бы увеличить доходы россиян, но почему этого так и не случится?
Гость нового выпуска программы «Деньги. Прямая линия» директор центра исследований экономической политики МГУ Олег Буклемишев рассказал, почему многие россияне боятся принимать участие в переписи населения, как государство могло бы мотивировать граждан охотнее отвечать на вопросы Росстата и действительно ли отказ от участия в опросе может привести к негативным последствиям в долгосрочной перспективе.
Олег Витальевич, я, наверно, начну тоже с переписи в продолжение, раз уж мы с вами разговариваем в начале последней ее недели, когда еще можно успеть. Скажите, как вы относитесь в этом году к переписи, приняли ли вы сами участие и действительно ли тот факт, что многие люди отказываются и больший процент, судя по всему, чем в 2010-м, может оказать некоторое долгосрочное негативное влияние?
Я не думаю, что это окажет какое-то негативное влияние. Я сам переписался, переписал свою семью, переписал родителей, поэтому в данном случае я принял достаточно активное участие. То, что говорила Наталья Васильевна Зубаревич про данные переписи, мне как экономисту тоже близко, моему сердцу, потому что всякая экономическая политика и вообще политика должна основываться на объективных данных о гражданах как единицах и смысле существования нашего государства.
Я вот о чем сейчас подумал, пока слушал этот сюжет. Наше государство хочет казаться платформой, такой платформой универсальной для выполнения различных функций общественных, да, для предоставления общественных благ. Сегодня данные ― это новая нефть, как это часто говорят, и обычно платформы, сегодняшние платформы, что Google, что Microsoft, что другие, обмениваются с вами данными: вы даете им данные, они дают вам какое-то благо: либо социальную сеть, либо бесплатный e-mail, который на самом деле хорошего качества, с высокой очисткой от всякого спама, и так далее.
И поэтому это благо мне бесплатно, потому что я отдал данные.
То есть здесь идет обмен услугами. Если бы наше государство действительно предоставляло человеку какой-то объем услуг в обмен на это участие в переписи, наверно, если бы так преподносилась эта история, она, наверно, имела бы шанс быть успешной. И более того, есть же даже оценки, что несколько сотен долларов стоит тот пакет, который предоставляется якобы бесплатно цифровыми платформами нам всем.
Поэтому объем этой услуги, которую человек бесплатно оказывает государству, наверно, должен быть оценен по достоинству, не какой-то там лотерейкой по гиперссылке и не чем-то, что человек может получить в десятке других мест. Наверно, стоило бы подумать о том… Тем более сейчас пандемия, господа, выплатите хоть маленький универсальный доходик каждому. Я думаю, что участие в переписи могло бы стать хорошим поводом для того, чтобы каждому домашнему хозяйству России дать какой-то такой бонус, не такой большой, в общем, стоил бы нашему бюджету не так много. Но перепись была бы гораздо успешнее, а государство получило бы ценные и точные данные, без которых действительно нельзя, без них в современном мире никак, никуда.
Ну да, а тут вместо какого-то осязаемого конкретного сразу встречного выигрыша граждане получают обещание чего-то в будущем: детские сады лучше построят.
Пропаганда, знаете, такое ощущение, я участвовал в первый раз в переписи еще в советское время, у меня ощущение, что это все оттуда пришло, весь этот блок пропаганды, что приходят переписчики, да. Но тогда люди боялись, помните? Вы-то не помните, а люди боялись, что воры войдут в квартиру вместе с переписчиками.
Знаете, эти страхи до сих пор тоже остались с тех времен.
Сейчас другие страхи. Сейчас, например, та же самая электронная ― я уверен, что какие-нибудь мошенники сейчас что-нибудь рассылают под видом переписи и так далее. Люди сейчас боятся всего, что их касается, что входит в их жизнь и как-то отличается от рутины, и это, наверно, оправданное чувство, и с этим нужно как-то бороться не теми методами, которыми борются в этот раз.
Фото: Александр Щербак/ТАСС