«Проблема одна — 40 лет Россией управляют люди, которым не интересно развивать страну»: профессор экономики Игорь Липсиц о бессмысленной и вредной экономической политике

19/07/2021 - 20:28 (по МСК) Маргарита Лютова
Поддержать ДО ДЬ

«У нас только одна экономическая проблема. Лет 40 страной управляют люди, которым совершенно не интересно страну развивать и повышать качество и благосостояние населения», — считает профессор экономики Игорь Липсиц. В программе «Деньги. Прямая линия» он рассказал, почему даже положительный исход дела Майкла Калви не спасет инвестиционный климат в России и нам уже не поверят, что «мы белые и пушистые»; власти никогда не слышали бизнес и никогда не услышат; экономическая политика в России неразумная, бессмысленная и вредная для страны; а к 2035 году доходы россиян могут опуститься до уровня 1998 года.

Здравствуйте! Вы смотрите Дождь. Это программа «Деньги. Прямая линия». Меня зовут Маргарита Лютова, и в ближайшие 45 минут мы с вами говорим о свежих экономических новостях и больших экономических процессах, которые мы за ними здесь пытаемся рассмотреть. Делаем мы это всегда с помощью гостей нашей студии. Сегодня у нас впервые в большом эфире на телеканале Дождь Игорь Владимирович Липсиц, доктор экономических наук, профессор и автор очень популярных учебников по экономике, в частности, учебника, который когда-то меня увлек еще в школе экономикой.

Игорь Владимирович, спасибо вам большое, что вы к нам присоединились. О преподавании экономики и финансовой грамотности еще обязательно поговорим в эфире. Начнем со свежих новостей, и вот одна из экономических новостей сегодняшнего утра: производители хлеба предупредили о том, что цены на их продукцию в ближайшее время могут вырасти. Они предупредили об этом, соответственно, ритейлеров. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Вообще за последние месяцы какая-то настоящая эпидемия вот таких заявлений среди производителей продовольствия. Они предупреждают то и дело, что цены на продукцию вырастут. Мы об этом говорили недавно в эфире нашей другой экономической программы. Это и цены на рыбные консервы, это и цены на молоко, в частности, вот теперь канцелярские товары из свежего.

Что я вас хочу спросить, тем более что вы и специалист по маркетингу? Такая практика, когда бизнес заранее объявляет, что будет повышать цены, насколько нормальна или это действительно как-то связано с тем, как у нас сейчас пристально власти следят за тем, как движется продовольственная инфляция, и делают это чаще такими методами ручного управления, мягко говоря?

Смотрите, Маргарита, бывают разные же ситуации в разных отраслях. Например, у нас довольно часто предупреждают о грядущем повышении цен девелоперы. Они говорят: «Ой, если вы не купите до 1 января, то цена квадратного метра поднимется». Понятно, это некий такой стимул подтолкнуть клиента покупать пораньше, покупать заблаговременно, тем более что товар, в общем, уже практически готов и может существовать в этом товарном виде долго. Поэтому, скажем, там, где товары уже давно и долго существуют на рынке, мы таким образом как бы играем на инфляционных ожиданиях населения, запугивая его немножко, чтобы он купил, наш клиент, побыстрее.

Но когда речь идет о хлебе, как вы понимаете, тут же нет возможности заставить человека купить на шесть месяцев вперед запас хлеба для семьи. Тут нет этой игры. Тут игра в другом, конечно: все боятся, что опять выскочит откуда-то из-за куста ФАС или какой-то еще государственный орган и начнет обвинять в завышении цен, начнет требовать всякого рода негативных решений с вашей стороны. Поэтому все заранее предупреждают, все изображают совершенно понятную фигуру игры: мы тут, дескать, очень хорошие, мы вынуждены повышать, но мы бьемся до последнего, не ругайте нас, мы что можем, то делаем.

Понятно, почему: потому что правительство, конечно, играет в эту игру очень активно, и это тоже понятно, это тоже правильно, с их точки зрения, потому что возьмите, скажем, последний обзор «Левада-Центра», мартовский, по-моему, я его посмотрел. У них там разные проблемы, которые тревожат людей в России, и проблема номер один ― это рост цен. По-моему, 58%, что ли, да, 58% населения более всего на свете огорчено ростом цен. Коррупция ― куда меньше. И все прочее тоже меньше.

Игорь Владимирович, в этом месте я обязана, к сожалению, вас перебить и сказать, что «Левада-Центр» ― это иностранный агент. Данные, которые они нам поставляют…

Вы обязаны, я не буду возражать против этого, да, господь с ними. Поэтому иностранный агент «Левада-Центр» выяснил, что русские люди, которые не иностранные агенты, более всего на свете боятся роста цен. Правительство, естественно, понимает, что мало что может с этим сделать, потому что те меры, которые для этого нужны, уже не очень могут быть нашим правительством реализованы и оно не очень хочет их делать. Поэтому оно говорит, что оно заботится о населении, оно принимает какие-то меры, оно дает болеутоляющие, вводит населению в некую такую лекарственную кому своими заявлениями, что оно борется с повышением цен, и это как бы стабилизирует позицию правительства, нормальная политика, грамотная.

А вот как вы думаете, Игорь Владимирович, это получается такая игра с двух сторон. Правительство, с одной стороны, получается, делает вид, что оно заботится, а бизнес, со своей стороны, делает вид, что он бьется за то, чтобы не повышать цены, но объективные факторы, значит, вынуждают. А в конечном итоге эта игра работает как раз на эту цель, например, успокоить инфляционные ожидания, говоря экономическим языком, говоря политическим, снизить вот такой накал общественного внимания к проблематике цен? Как это вообще?

Не уверен, что это работает.

Вот!

Другие выпуски