Как решение ФРС по ставке повлияет на Россию

Рассказывает Андрей Мовчан
17/09/2015 - 18:04 (по МСК)

Сегодня, 17 сентября, Федеральная резервная система США должна принять решение по ключевой ставке. С 2006 года ставка понижалась, уже несколько лет она практически на нуле - 0,25%. Ожидается два варианта развития событий: ФРС должна либо оставить ставку прежней, либо повысить ее. В последнем случае доллар будет укрепляться практически ко всем мировым валютам, в том числе к рублю. Решение станет известно примерно в 21:00 по Москве. 

Полную версию программы смотрите здесь 

UPD: ФРС США оставила ключевую ставку без изменений 

Вчера, 16 сентября, финансист Андрей Мовчан в программе Деньги.Прямая линия дал свой прогноз по ключевой ставке. 

Мовчан: Давайте начнем с нескольких важных заблуждений. Во-первых, никакого кризиса в экономике Штатов нет. Ставки не повышают во время кризиса, ставки повышают от того,  что экономика перегревается. Значит ей слишком хорошо. Если ФРС будет сейчас повышать ставку, то это будет сигналом, что ФРС считает, что в экономике Америки даже слишком хорошо и не надо так быстро двигаться. Я не думаю, что ФРС будет сейчас повышать ставку, по целому ряду причин, которые достойны отдельной лекции. При том я могу ошибаться, потому что там сидят люди, они могут просто думать по-другому.

Шанецкая: Ну, вот вчера мы как раз общались на эту тему. Есть некий консенсус, который разделился примерно… Точнее, его нет, этого консенсуса, поскольку мнение аналитиков разделилось примерно поровну – 50 на 50.

Мовчан: Аналитика для того и создана, чтобы делиться 50 на 50. Я не думаю, что ставка будет повышаться, но посмотрим. Совершенно нельзя исключить такого варианта, конечно. Люди принимают решение, это не физическое явление. При этом повышение ставки в Америке будет просто означать, что ФРС довольна результатом и что в Америке все хорошо. Поэтому кризис в Америке никак плохо на нас не повлияет, потому что его нет. Как на нас может повлиять повышение ставки? В общем, никак. Потому что у нас очень маленькая связь с финансовым рынком международным сейчас. Денег мы практически не получаем оттуда, инвестиций практически не получаем. И так называемый fly to quality - бегство к качеству, - которое естественно пойдет к доллару, если у доллара ставка повысится, потому что он станет привлекательнее, действительно, нас вряд ли сильно затронет, потому что ну нечему бежать из нашей страны. Не осталось здесь почти ничего, что бы убегало. Доллар, наверно, немножко укрепится к рублю, но, с другой стороны, мультивалютная корзина останется на месте при этом.

С другой стороны, что касается того, что мы слышали по поводу того, что в  России, кризис из-за санкций и общемировой ситуации – ну, конечно, нет. Санкции никак не влияют на нашу ситуацию. В кризис мы влезли задолго до санкций, даже до Украины. Падение цен на нефть очень сильно потрубило нас и сбросило нас на следующий по высоте уровень. Но, в общем, кризис это наше рукотворное дело, это мы привели экономику к одному продукту. Это мы убили бизнес. Это мы монополизировали все, что можно и создали неэффективные монстры государственные, которые высасывают деньги и создают инфляцию. И да, отвечая на вопрос по поводу высоких ставок, конечно, поскольку экономика монополизирована, эта ставка, в общем, не имеет значения. Потому что «Роснефть», если надо, возьмет по той ставке, по которой ей скажут. «Газпром» сделает тоже самое.

Шанецкая: Хорошо. Тогда ЦБ для чего? Это же все-таки как-то манипулирует ставку?

Мовчан: Потому что если ставка будет ниже, а ставка сильно ниже инфляции - обратите внимание,  нас отрицательная реальная ставка. Она не высокая, она низкая. Если сделать ее еще ниже то больше денег пойдет на валютный рынок. Это действительно будет разгонять инфляцию. В этом смысле Шабанов говорит абсолютно азбучные истины, которые написаны в учебниках. Больше инфляция нам, наверно, не нужна. У нас она и так же вполне достаточна.

Шанецкая: То есть, в общем и целом вы считаете, что все сейчас с точки зрения ставки примерно так, как и должно было бы быть в этой ситуации?

Мовчан: Да, вообще я редко говорю что-то хорошее про власть. Но вот политика Центрального банка кажется мне разумной. И еще раз, мне кажется это надо запомнить - ставка велика или мала, бывает только по сравнению с инфляцией. Если инфляция 20, а ставка 11, то это очень низкая ставка.

Также по теме
    Другие выпуски