«Минус миллион человек за 2021 год»: Наталья Зубаревич о том, как население рекордно сокращается и без ковида и почему власти не пойдут на второй локдаун, несмотря ни на что

12/07/2021 - 20:19 (по МСК) Маргарита Лютова
Поддержать ДО ДЬ

Гостья нового выпуска программы «Деньги. Прямая линия» — профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич. Она рассказала о том, какие сферы производства и услуг быстрее всего восстанавливаются от последствий коронакризиса, чем руководствуются регионы при определении жесткости карантинных ограничений и выстраивании кампании по вакцинации. Обсудили, для чего нужна обязательная вакцинация и выдержит ли российская экономика еще один локдаун. Также гостья рассказала, как поменялись приоритеты государства в структуре финансовой помощи, какие регионы получили большие суммы на реализацию крупных инфраструктурных проектов и стоит ли ждать социальных выплат в преддверии думских выборов. Кроме того, Зубаревич объяснила, как на фоне пандемии усилилась вертикаль власти и почему для экономического развития необходимы децентрализация и получение регионами большей самостоятельности.

Здравствуйте! Вы смотрите Дождь. Это программа «Деньги. Прямая линия». Меня зовут Маргарита Лютова, и, как всегда по понедельникам, мы с вами здесь разбираем экономические новости, отделяем шум от чего-то действительно важного, от долгосрочных трендов и всегда делаем это в компании с гостем нашей студии. Сегодня это гостья, Наталья Васильевна Зубаревич, профессор географического факультета МГУ.

Здравствуйте!

Спасибо большое, очень рады видеть вас у себя в гостях. Наталья Васильевна, я сразу начну с того, чтобы напомнить зрителям вашу уникальную специализацию, что Наталья Васильевна знает все про регионы. И мы, к сожалению, довольно часто в нашей программе, в других эфирах, когда мы говорим об экономике России, говорим о чем-то едином. Когда мы говорим, как Россия переживает пандемию, мы тоже такую даем какую-то среднюю температуру по больнице. Но нам ли не знать, да, насколько широка и разнообразна наша страна.

Много раз тоже и с вами в эфирах мы вспоминали вашу концепцию четырех Россий, и я бы хотела с вами начать с того, чтобы спросить, как эти разные четыре России: наши крупные города, наши средние промышленные города, наша периферия и сельская местность, ― проживают то, что мы сейчас назовем, не знаю, пандемическим кризисом и в смысле его в первую очередь, наверно, экономических последствий, и в смысле того, что у нас происходит с пандемией, потому что вопрос стал экономическим.

Если вы с этой стороны зашли, я вас сильно разочарую.

Так.

Потому что официальная статистика по городам, и то только свыше ста тысяч, появится декабрем 2021 года за 2020-й. А, сейчас не каждый год, они раз в два года выпускают. Значит, концом 2022 года мы с вами поговорим про это.

То есть вот такой у нас анализ.

А вы как думали? Вот такой у нас анализ. У меня есть кое-какие тоже данные, я с благодарностью, очень рада получить была информацию от Ассоциации городов Сибири и Дальнего Востока, посмотрела там бюджетку, посмотрела социально-экономическую динамику, но там тоже не все города. Но по бюджетке на уровне городов ничего смертельного не произошло, потому что удар пришелся на регионы, его закрыли федеральными трансфертами, эти трансферты спустились вниз, в города. Поэтому они и так высокодотационные все, у нас уровень дотационности городских округов, а к ним до последних пары лет относились только крупные города, городскими округами называли региональные столицы, первые, вторые, третьи города регионов, у них уровень дотационности 64%. Кому трудно сравнить, скажу: это как у Камчатки или как у Карачаево-Черкессии. Чего заморачиваться? Деньги приходят сверху.

А по социально-экономическим индикаторам 2020 года все как везде. Достаточно сильный спад услуг, потому что он четко связан…

Это крупные города мы с вами имеем в виду.

Другие выпуски