«Одно длинное, а другое — холодное»: Константин Корищенко о том, что объединяет планы Кудрина, Орешкина и Столыпинского клуба

31/05/2017 - 19:34 (по МСК) Лев Пархоменко
Поддержать ДО ДЬ

Экономист Константин Корищенко рассказал, в чем проблема всех трех программ по спасению российской экономики. Они были предложены Владимиру Путину министром финансов Алексеем Кудриным, министром экономики Максимом Орешкиным и Столыпинским клубом.

Полную версию программы смотрите здесь

Иван Крылов спрашивает: «Как вы оцениваете план Кудрина?». А я к вопросу Ивана добавлю: как вы оцениваете вообще в целом всю деятельность активную по написанию различных программ, их теперь у нас уже практически три, мы про одну из них знаем, про другую догадываемся, про третью… знаем про программу Столыпинского клуба, она опубликована, догадываемся про программу Кудрина, она представлена, как нам сказано, президенту, мы не видели ее, видели только какие-то утечки в деловой прессе и, насколько я понимаю, программу еще пишет Максим Орешкин в некоторое дополнение к программе, которую пишет Кудрин. Вы чего-то ждете от этого процесса? Вы ждете, что в какой-то день прекрасный будет представлен некий план по пунктам, со сроками и прочим, или это, опять же, некий процесс разговорный, риторический и не связанный с тем, как будет реально развиваться экономика в ближайшие годы?

Вы знаете, у нас уже был конкретный план, это так называемые майские указы. И если внимательно посмотреть, что там написано, посмотреть на те точки, на те цели, на те уровни, это на самом деле вполне себе такая добротная программа, даже во многих частях очень-очень детальная, где-то, может быть, даже избыточная. И я не исключаю, что после 2018 года, после президентских выборов у нас появятся некоторые аналогичные указы, которые, возможно, будут базироваться на одной или комбинации тех программ, которые сейчас обсуждаются. Проблема, как вы уже сказали правильно, этих программ, что про одну мы знаем, про две другие догадываемся, и те утечки, те тезисы, которые оттуда формулируются, они, к сожалению, скажем так, не позволяют их сопоставлять. Потому что если вы берете одно длинное, а другое холодное, то это очень трудно сопоставлять, потому что глазьевская, столыпинская…

Да, там даже как-то про Глазьева уже особенно не говорят.

Как хотите, возьмите любого из людей, которые с этими программами связаны, основано на том, что да, давайте дадим деньги, то бишь кредиты в экономику, и дешевые. И с этим сложно спорить на самом деле, потому что если мы посмотрим практически любую страну мира, которая имела или имеет достаточно высокие темпы роста, от Японии, Китая до Германии и США, везде было кредитное стимулирование, везде были достаточно мощные программы, даже после Второй мировой войны вся Европа была поднята через так называемый план Маршалла, через кредиты, которые были. Поэтому кредит на самом деле вполне себе мощное и полезное средство.

Я здесь вас хочу прервать, потому что мы только что с вами говорили о том, что деньги-то есть на счетах.

Я об этом же и говорю. Поэтому проблема не в том, есть деньги или нет, скорее всего, они есть либо в виде запасов, либо кредита, как угодно. Вопрос, во-первых, в стоимости, и сегодняшняя реальная ставка 9 минус 4, 5 — это много, это реально много, это психологически не стимулирует бизнес развиваться.

Фото: DepositPhotos

Другие выпуски