Что опаснее — карантин или вирус? Спорят сторонник изоляции Константин Сонин и противник ограничений Альфред Кох

Дебаты на Дожде
28/04/2020 - 23:15 (по МСК) Григорий Алексанян

Тема дебатов — необходим ли жесткий карантин, чтобы помочь экономике справиться с кризисом после эпидемии, или время изоляции бесповоротно усугубит мировое финансовое положение? Спорят профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики Константин Сонин и бизнесмен, бывшей вице-премьер России Альфред Кох. Модератором дебатов стал ведущий Дождя Григорий Алексанян.

Добрый вечер. Это «Дебаты» на Дожде, и сегодня модератором в дискуссии наших гостей буду я, Григорий Алексанян. Итак, наша тема это необходим ли жесткий карантин, чтобы помочь экономике справиться с кризисом после эпидемии или время изоляции бесповоротно усугубит мировое финансовое положение. И сегодня об этом не в студии Дождя, а заочно немножечко поспорят профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики Константин Сонин и бизнесмен, бывший вице-премьер России Альфред Кох. Здравствуйте.

Сонин: Здравствуйте.

Кох: Здравствуйте.

Вот сегодня произошло то, чего ждали, или не ждали, надеялись, Владимир Путин продлил эти так называемые «каникулы» до 11 мая, что было логично, все-таки майские праздники, и после этого готовятся власти перейти к поэтапному снижению ограничений. Как, во-первых, вы оцениваете вот этот срок, в две недели, чуть меньше, чуть больше, и почему именно такой. Давайте начнем с Константина, если не сложно.

Сонин: Мне кажется, что это важно, что карантин продлен еще на некоторый срок, потому что с одной стороны мы видим на примере Москвы, что карантин работает, Москва это первый город, который был затронут эпидемией в больших масштабах. А с другой стороны, мы видим, что в целом распространение коронавируса по России не остановлено, темпы роста недостаточно замедлены, и соответственно, пока нет причин прекращать жесткие ограничительные меры.

То есть это в принципе скорее правильное решение, и две недели в данном случае у вас это стакан скорее полон, чем пуст?

Сонин: Мне кажется, что само по себе продолжение жестких ограничительных мер это правильное решение. Но, конечно, оно должно было бы сопровождаться в том же обращении президента словами о том, что гражданам, которые не получают, не зарабатывают денег, в это время не получают денег, будет оказана масштабная государственная помощь. Эти слова не прозвучали.

Ну, к этому мы сейчас еще вернемся, к этим вопросам. Альфред Рейнгольдович, вы как считаете? Как вы оцениваете сегодняшнее решение президента?

Кох: Я вообще оцениваю очень скептически эффективность карантинов, поэтому и эти две недели, и предыдущие четыре я расцениваю как просто прямой вред экономике и никакой пользы людям.

Понятно. Ну что же, давайте потихонечку перейдем к теме наших дебатов. Итак, оправдан ли вообще мировой опыт карантина? Вот Альфред Рейнгольдович уже сказал, что не верит в него, у Константина Исааковича другая точка зрения. Итак, чтобы не допустить большего ущерба, от чего будет, во-первых, ущерб больше — для здоровья населения или для экономики, как вы считаете? Давайте теперь с Альфреда Рейнгольдовича начнем.

Кох: Я не понимаю, что такое ущерб для здоровья населения. В чем он меряется?

Ну, большое количество людей может заразиться и умереть, грубо говоря, если вы так ставите вопрос.

Кох: Большое количество, какое количество? Кто сказал, что их будет много? Кто сказал, что их будет больше, чем при гриппе, из чего это следует? Ведь мы же с вами должны оперировать какими-то числами, какими-то цифрами, которые нам должны что-то доказать или наоборот, опровергнуть. Когда мы говорим, что умрет много людей, я хочу узнать, сколько. Кто мне скажет?

Ну вот приводят, в частности, пример Италии, пример других стран, где меры были введены жесткие…

Кох: А я вам приведу пример Японии, в которой нет карантина. Там на миллион человек умерло три человека. Три на миллион жителей. А в Италии, в которой есть карантин, обращаю ваше внимание, умерло 453. В которой есть карантин.

А какой ущерб вы видите больше? То есть вы считаете, что говорить про количество погибших действительно пока еще рано? Во-первых, цифры еще не окончательные нигде, и понять, сколько людей вообще болеет этим вирусом, скрытно или не скрытно, тоже невозможно, пока что, во всяком случае, это еще, видимо, предстоит сделать. То есть вы считаете, что карантин…

Кох: Тогда откуда утверждения о том, что карантин эффективен?

Константин Исаакович, что вы можете возразить об эффективности карантина?

Также по теме
    Другие выпуски