Владельцам мопедов и скутеров нужна регистрация, а не права

14/05/2012 - 17:24 (по МСК) Мария Макеева
Поддержать ДО ДЬ
Участник «Ретро Скутер Клуб» Даниил Антонов прокомментировал законопроект депутата Госдумы Антона Белякова, согласно которому владельцев маломощных скутеров и мопедов обяжут получать водительские права наравне с остальными участниками дорожного движения.

Макеева: Наш гость Даниил Антонов, «Ретро Скутер Клуб». Я надеюсь, вы слышите эти звуки. Заезжает в кадр. Здравствуйте, Даниил.

Антонов: Здравствуйте.

Макеева: Присаживайтесь на традиционное также место для гостя рубрики «Кофе-брейк». Расскажу, в связи с чем мы здесь собрались. В Госдуму внесен законопроект, который обязывает владельцев скутеров и мопедов получать водительские права, также запрещает управлять мотоциклом до 18 лет. Но что касается Даниила, как я понимаю, не только он сам, а даже в больше степени его скутер старше 18 лет. Давайте с ретро-части сначала. Он из фильмов Феллини?

Антонов: Эту модель придумали еще в 78-м году. Это Vespa, настоящая Vespasmall-frame, то есть такая маленькая. Это городской вариант, сделанный 50-кубовым для того, чтобы действительно иметь возможность не получать на него права, и ездить совершенно спокойно по городу.

Макеева: А сейчас такие еще появились мопеды и скутеры, что непонятно по внешнему виду. Это к вопросу о том, в связи с чем мы с вами встретились. Вы любитель скутеров со стажем, если даже вот на ретро переключились, стали увлекаться и хорошо в этом разбираться, поэтому наверняка у вас есть позиция по этому поводу, нужны права или не нужны права, как полагаете?

Антонов: Моя позиция такая, что те законы против скутеров, которые у нас есть сейчас, они, безусловно, несовершенны. Но вот так вот с бухты-барахты начинать какой-то закон, который просто говорит о том, чтобы запретить, уменьшить возраст и ввести права, большого прогресса от этого никакого не будет. Это опять запретительные меры, которые как бы любит наше государство. Тут надо по-другому подходить. Это надо развивать. То есть, у нас пробки в Москве, например, эту тему надо пропагандировать, а не уменьшать как бы вообще численность мопедов таким образом. По поводу конкретно закона что хочется сказать. Его хотели уже ввести в прошлом году. Мы боялись, вот, введут закон, что будем делать? Надо будет придумывать, как сдавать. Ничего, сдадим. Но…

Макеева: А у вас есть права?

Антонов: У меня есть. У меня есть права, у меня есть мотоцикл. Я уже давно всем этим занимаюсь. Но мопед - это отдельная тема. В общем, безусловно, нужны какие-то лекции. То есть, водитель мопеда должен, безусловно, иметь шлем и знать ПДД. Мне, когда я начинал ездить, мне было вполне достаточно устного курса правил дорожного движения и я уже знал город. Я, в том числе, когда учил эти права, уже ездил и понимал, что происходит. И совершенно замечательно, благодаря своему мопеду, знаю Москву.

Макеева: Вот смотрите, в Twitter’е эта тоже тема активно обсуждается. Нашим зрителям мы предложили отдельно ее обсудить. Вот самые популярные твиты, которые прочту, которые отражают две самые популярные точки зрения. «Давно пора вводить, а то половина ездит пьяными. Сколько народу ездит под пивом» и так далее. И второй вариант «Безопасней будет самим мопедистам, - как это называют. - Люди совсем обалдели, уже 6-летним детям покупают». Два вопроса, действительно ли часто бывает так, что не вас, конечно, имею в виду, тем более вам ретро-скутер явно было бы жалко, или такие любители, к вам это вряд ли относится, но, так или иначе, и малолетние и нетрезвые?

Антонов: Что касается малолетних - это зависит от родителей и ответственность должна быть на родителях. Я, честно говоря, пять лет сидел на мотороллере, катал по двору детей, там, но это было, когда их совсем не было. Я за тротуары не выезжал. Я помню, ездил очень аккуратно, дорог боялся. А что касается пьяных за рулем, безусловно, это есть, причем как у нас, так и в других странах. Можно увидеть заголовки: «Звезду поймали пьяную за рулем мопеда».

Макеева: Не-не, подождите. Когда речь идет о том, что у человека нет прав, как бы те ограничения, которые действуют на всех остальных участников движения, на него вроде бы как не действуют. Пешеход, например, имеет право быть выпивши? Имеет. Почему и водитель мопеда, например, тоже нет? Вроде как и типа пешехода.

Антонов: Безусловно, ну как бы в то же время при любой, я знаю, что при любом ДТП, если оно не дай Бог случится, виноват будет мопедист, это он на себя берет огромную ответственность. То есть практически доказать, что виноват водитель, очень сложно. То есть вот опять же, в этом законе я не увидел пункта, который бы помогал мопедистам с этой точки зрения. Там написано, что люди, куча людей гибнет, но при этом виноватых считают их же самих. То есть ну как бы законопроект совершенно не учитывает права скутеристов, на мой взгляд.

Макеева: Презумпция невиновности, как минимум.

Антонов: Ну вот смотрите что говорит автор этой инициативы законодательной, справедливоросс Антон Беляков: «В Великобритании для управления скутерами для подростков обязательны временные права, которые можно получить в 16-летнем возрасте». Как вам такой вариант, если говорить о зарубежном опыте?

Антонов: Да.

Макеева: В Испании с 15-лет.

Антонов: Я видел. Он приводит примеры замечательных европейских стран, где вообще все хорошо с правами, с их получением и так далее. В нашей стране это очень тяжело. Вот, например, в Азии, в Таиланде том же, там все ездят на мопедах и навыков для того, чтобы им управлять, никаких не надо. Надо только знать правила. Там они проходят лекцию одну и один раз ездят по площадке. Все это проходит, можно сдать на права, но за один день точно. Потратить один день и точно знать, что ты сдашь. Если это будет сделано так нашим многоуважаемым ГИБДД, которое о нас заботится, тогда все будет хорошо.

Макеева: Знаете, участники программы TopGear пытались сдать права, на права на вождение мопедом, управлением мопедом во Вьетнаме и не сдали. Это не так просто. И если к вопросу о Великобритании, там получить права на управление автомобилем - это такая цель в жизни, которую не всякому удается достичь, потому что это совершенно не коррумпировано, можно сдать только по-честному, и это все очень серьезно. То есть на самом деле это не совсем просто. Вы говорите о том, что у нас коррупционная составляющая очень высокая, что, возможно, и об этом тоже говорить, что этот вопрос просто не решит. Но, так или иначе, значит, если говорить о том, что проблема существует, с чего, как вы считаете, нужно начать? Только не говорите «победить коррупцию в ГИБДД», потому что на этом разговор можно сразу завершить, как мы оба понимаем.

Антонов: Я считаю, что начать надо с того, чтобы действительно, безусловно, закон нужен, потому что сейчас…

Макеева: Каким он мог бы быть?

Антонов: Хорошо, с чего начать…

Макеева: Даже не знаешь, с какой стороны взяться за это дело.

Антонов: Дело в том, что сейчас в принципе, можно сказать, что мопедист вообще ездит по Москве нелегально. Практически все. Потому что закон, который есть сейчас, просто чтобы все понимали, что мопед должен ехать в правом ряду максимально, не может совершать левый поворот, ну и вот это основные права, которые вообще, как бы запрещают практически ездить, но за это никто не штрафует, и так далее.

Макеева: А что бывает, если останавливают? Говорят «нельзя» и до свидания?

Антонов: Кто останавливает? Нас останавливают только мотобат. Это мопедистов имеет право останавливать в принципе только мотобат. Потому что если тормозит ГАИшник, можно спокойно уезжать мимо, они не имеют право тебя догонять, в принципе. И мало того, когда едешь на мопеде, ГАИшники на тебя не смотрят, они тебя не воспринимают на мопеде, потому что с них нельзя денег содрать.

Макеева: Подождите. А если человек, управляющий скутером, мопедом, становится, не дай Бог, участником ДТП, то тогда что? Тоже специально мотобат нужно вызывать?

Антонов: Нет, просто в 100%, не знаю, в 80% случаях признают виновным мопедиста. Вот и все. Я просто знаком с этой практикой. У нас большой в Москве клуб, там мы собираем по 150 человек, ездим...

Макеева: Это только ретро-скутеры. А сколько, по вашим данным, примерным, может быть всего скутеристов в Москве и мопедистов?

Антонов: Я только знаю, что их с каждым годом все больше и больше, честно говоря. То есть, они…

Макеева: Это десятки тысяч или тысячи или сотни человек?

Антонов: Всех мопедистов сложно посчитать. Но в моем клубе зарегистрировано 4,5 тысячи человек. Это и Россия и Украина. Как бы так, в общих чертах.

Макеева: Это очень прилично. Действительно, очень странно. Сейчас получается, что мопедистов и скутеристов их просто не существует, только мотобат (ужасное слово) имеет право как-то повлиять?

Антонов: На самом деле, нам, честно говоря, скорее нужна регистрация, потому что самая очень большая часть проблем - это то, что воруют мопеды. Это тоже большая причина, почему их не покупают. Но в то же время, на Украине сделали закон. Еще в прошлом году они ввели права, ввели регистрацию, и получилась полная неразбериха. То есть, насколько мне говорят мои коллеги, и я сам ездил без прав по Украине, катался и без всяких проблем. В общем, ничего хорошего из этого не получилось на Украине. То есть мопеды половину не регистрируют, особенно в дальних уголках страны, где-то по деревням. Вот как у меня есть мопед в деревне, да, я живу в деревне, и что? Как я получу…

Макеева: А почему нет? Как мотоцикл, например. Мотоцикл же регистрируют.

Антонов: Да, но у нас много мотоциклов.

Макеева: Сколько-то есть. Я, кстати, не ожидала, что мопедисты сами хотят регистрации. Я думала, что это только дополнительные, так скажем, бюрократические проволочки. Но вопрос угона... Сейчас угоняют, и в Москве тоже?

Антонов: В Москве тоже часто угоняют, да. Мы за то, чтобы как-то поучаствовать в этом законопроекте всеми силами.

Макеева: А кстати, вас приглашали депутаты Госдумы?

Антонов: Безусловно, нет. И честно говоря, моя организация не имеет официального статуса, но у нас есть скутер-клуб, там, вот в этом году начал как-то активно заниматься какими-то социальными вопросами, всякими эвакуациями, организовывать что-то, как-то свой клуб активней, но пока…

Макеева: Что такое «вопросами эвакуации»? Какие сложности возникают?

Антонов: Часто мопед сломался или мопед остановился…

Макеева: Техпомощь на дорогах.

Антонов: Да. То есть у нас пока этого всего нет. И мне очень приятно, что мы в какой-то момент, в 2005-м году собрались решить. Ретро-скутеры очень украсили наш город, и это замечательно ездить и собираться. И мне кажется, что вот за 5 лет, действительно, облик Москвы, по крайней мере, поменялся и мопедов стало больше. И это неплохо, и не надо это ограничивать, это, наоборот, хорошо. Я очень этому рад.

Макеева: Вот наши зрители предлагают среди прочего, посредством Twitter, пустить на полосу общественного транспорта кое пока постоянно пустует, и велосипедистов и мопедистов. Как вам такая идея?

Антонов: Я этим уже пользуюсь без такого указания.

Макеева: Кстати говоря, сейчас еще пока можно даже автомобилистам выезжать, насколько я понимаю, на полосу общественного транспорта, пока еще до 1 июня что ли. А вот это же никак не оговорено, то есть получается, что мопедисты без всяких дополнительных законов просто этим могут пользоваться прекрасным образом.

Антонов: Да. На свой страх и риск каждый раз.

Макеева: Тут меньше риска, кажется, если по левой полосе стремительно мчаться.

Антонов: Безусловно.

Макеева: Я думаю, что вам действительно стоило бы побеседовать хотя бы, по крайней мере, с депутатом Антоном Беляковым, который автор этой законодательной инициативы. Кстати, мы можем связать вас с ним. Он сам водит мотоцикл и говорит, что управлять им намного тяжелее, чем автомобилем, поэтому здесь требуется особая аккуратность и наверное, все-таки как-то нельзя отправлять на самотек момент, тем более когда увеличивается так стремительно количество тех, кто управляет этим видом транспорта. Согласны с этим?

Антонов: Да, я тоже обратил внимание, что он мотоциклист. Действительно, хотелось бы с ним пообщаться. Потому что мотоциклист мотоциклиста должен в итоге понять и, в принципе, я вообще за какой-то положительный закон, который бы устроил всех и помогал бы, действительно. Мы будем только за.

Макеева: Закон еще пока не принимают, законопроект внесен на рассмотрение. Дискуссии явно нужны.
Также по теме
    Другие выпуски