Виктор Мясников: у Шаманова авторитет в войсках, а Кадыров может отмолчаться

08/11/2012 - 16:32 (по МСК) Павел Лобков

Обозреватель «Независимого военного обозрения» Виктор Мясников объяснил, как возможное назначение генерала Владимира Шаманова на пост заместителя обороны будет воспринято генералитетом. Он предположил, что у Сергея Шойгу есть советники, объяснившие, что возвращение ушедших в тень военных будет целесообразны: «время собирать камни». «Военные – это каста, – напомнил эксперт. – То, что в глазах гражданских выглядит минусом, у военных выглядит плюсом».

Лобков:  Насколько назначение Шаманова, если оно состоится, вызовет противоречивую реакцию в обществе, в войсках, в истеблишменте, в республиках?

Мясников: Я думаю, что этот сброс информации как раз и сделан для того, чтобы проверить реакцию общества и армии. Эта распространённая практика, такие вещи делались при прежнем министре обороны. Шаманов - профессионал, это во-первых, так же как и Герасимов. В данном случае мы видим, если министр обороны примет такие решения кадровые, то он будет опираться  именно на профессионалов военных, в первую очередь, людей заслуженных, людей боевых, которые прошли все звенья воинской службы, которые достигли определённых высот и знают, какой должна быть армия.

Лобков: Что входит в обязанности первого заместителя министра обороны? И кто эту должность занимал при Сердюкове?

Мясников: Там люди менялись с такой скоростью, что иногда сложно было их запомнить. Это не имело значения, кто занимал, потому что всё решал Сердюков и Макаров, прозванный «Николаем угодником», глава Генштаба, потому что он поддерживал любую инициативу Сердюкова.

Лобков: Есть ли здесь система сдержек и противовесов между начальником Генштаба и первым замом министра обороны?

Мясников: У них, в принципе, разные функции. Другое дело, что функции Генштаба были очень сильно урезаны, так же как и функции заместителя министра обороны.

Лобков: А что он делает? Вот главное оперативное управление подчиняется первому заму? Или это декоративная функция?

Мясников: Не декоративная. Фактически это человек, который может заменить министра обороны, который решает ряд серьёзных вопросов военных. Оперативными разработками, планами должен заниматься Генштаб, но оперативное управление войсками в масштабах всей страны по стратегическим вопросам – это будет функция первого зама.

Лобков: Как можно спрогнозировать реакцию военного сообщества на назначение Шаманова? Ведь всем известен его стиль управления, и не все этот стиль могутперенести.

Мясников: Всем известен стиль управления Сердюкова - человека, который призирал военных. Его и его женский батальон называли «зелёными человечками», поэтому можно сказать прямо, что в армии отношение к Сердюкову можно характеризовать как ненависть. Его снятие было поддержано с восторгом. Назначение Шойгу было поддержано всем практически офицерским составом. У Шаманова есть авторитет в войсках, военные - эта каста своего рода, и то что во мнении гражданского населения может выглядеть минусом, там наоборот плюс. То, что человек сильный, способный заставить подчиняться, выполнять приказы - это имеет большое значение.

Лобков: То, что он десантных войск, усиливает противоречие между разными родами войск?

Мясников: Когда министром обороны был десантник Грачёв, тогда происходило колоссальное усиление воздушно-десантной группировки. Вот у нас есть силы сдерживания - РВСН и прочие ядерные силы сдерживания, и есть у нас ударная группировка, оперативная, резерв верховного командующего, которые в любую минуту могут подняться и отправиться. Но сейчас у нас стоит задача всю армию сделать боеготовой, не только десантные войска. Сами десантные войска у нас значительно сократили.

Лобков: А Шаманов же такой человек, который молчать не будет, но он промолчал по этому поводу.

Мясников: Когда он в своё время говорил, его отправили в губернаторы, потом он потихоньку вернулся обратно, и на фоне кадрового голода его вернули в вооружённые силы. Он человек с большим опытом, Шойгу, наверное, будет трудно без такого человека. У нас там много скороспелых генералов, которые толком не могли служить. Сейчас, может быть, встанет вопрос о том, что из запаса мы уже увидели, как назначили адмирала Максимова командовать Военно-морской академией. Адмирал - человек 1956 года рождения, человек очень авторитетный, прошёл по всем звеньям: командир атомной подводной лодки, командующий Северным флотом и в отставку. Я понимаю, что видимо у Шойгу есть советники, которые объясняют, какие есть у нас кадры.

Лобков: Шойгу и сам в ходе совместных операций сталкивался со многими. В 2008 году, когда он с Шамановым, можно сказать, вместе был, когда Шаманов командовал абхазским участком.

Мясников: Это опять-таки плюс к назначению Шаманова, когда уже есть такое взаимоотношение давнее. Такое назначение Максимова показывает, что время разбрасывать камни кончилось, что время их собирать. Уже звучат призывы, что надо тех генералов, которых уволили, вернуть. Мы можем ждать перемен сейчас везде, надеюсь, они не будут поспешными. Приказы нужно подготовить сначала, сформировать ситуацию, что называется, потому что это не просто одного из кабинета выставил, а другого посадил. Передача дел - вопрос серьёзный

Лобков: Думаю, что реакция Рамзана Кадырова будет отличаться от военной на назначение Шаманова.

Мясников:Кадыров себе на уме, он может просто скромно отмолчаться. Он может высказаться сдержано, потому что зачем ему портить отношения с человеком на такой должности. Это же фигура значительная, это второй человек после министра обороны.

Лобков: А предсказуемо было это назначение?

Мясников: Конкретно такое назначение у нас в редакции не обсуждалось. Ожидаемо, что начнутся перемены. Ожидаемо, что начнётся с имущества и с расквартирования.

Лобков: Туда, кстати, скорее всего, придут два вице-губернатора Московской области, а до этого они отвечали за примерно то же самое в администрации Валентины Матвиенко.

Мясников: Это самое слабое звено и самое шумное при этом, которым надо заниматься безотлагательно.

Лобков: Вы предполагаете, что сейчас под шумок те люди, которые работали с Сердюковым, могут вывести ещё активы?

Мясников: Вряд ли они успеют, поэтому мы и ожидаем, что достаточно быстро произойдут перемены, сейфы с документами и печатями перейдут из рук в руки очень быстро.

Шойгу, недолго пробыв губернатором, проехал по военным городкам Московской области и пришёл в ужас, там люди оказались просто брошенными. МЧС восстанавливает кабель, а не управляющая компания, которая под «Оборонсервисом» находится. Сейчас все жители этих городков ждут, что сейчас  начнётся нормальная жизнь.

Лобков: Что вы можете рассказать о биографии Герасимова, который, возможно, станет начальником главного штаба?

Мясников: Самое главное, что он прошёл по всем звеньям военной лестницы. Он не паркетный, так сказать. Он не командовал кадрированными, как называют, «кастрированными частями», когда база хранения и 40 человек солдат, а потом считается, что полком командовал или дивизией целой. Таких карьер было очень много при Сергее Иванове, кстати, когда-то так до самых верхов доходили. Генералам ещё при Иванове были запрещено общаться с прессой, армия закрылась очень основательно, и эта система продолжалась.

Лобков: Он был в зоне боевых действий в Чечне или в Грузии?

Мясников: Об этом я не знаю, но это не главное. У нас же Министерство Обороны, а не войны, и создавать армию должен человек, который знает, как ей создавать, а армия уже потом будет воевать сама.

Другие выпуски