Вагит Алекперов: в России социальная напряженность из-за безработицы
Макеева: Социальному предпринимательству в России ровно пять лет. Именно этой дате (оказывается, она точно известна) посвятил сегодня пресс-конференцию президент и совладелец нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. С Вагитом Алекперовым встречался мой коллега Антон Желнов и я нашла повод пригласить Антона на КОФЕ-БРЕЙК.
Желнов: Да, неожиданно присутствовать в этой рубрике. Действительно, это было посвящено социальному предпринимательству в России, поддержке малого и среднего бизнеса. Российские олигархи все чаще сегодня говорят об этом, ссылаясь, что это исключительно их инициатива, а не инициатива, спущенная сверху, что крупный бизнес должен помогать…
Макеева: Рекомендовано свыше.
Желнов: Да. Вагита Алекперова сегодня, естественно, спрашивали об этом, и он сказал, что это его личная инициатива. Кроме того, он сказал, что давно занимается благотворительностью и поддержкой предпринимательства. Просто раньше это было хаотично, но пять лет назад в 2007 году он создал свой фонд, который называет «Наше будущее» и он подчеркивал несколько раз, что фонд «Наше будущее» - это лично его фонд, лично его деньги, а вот ЛУКОЙЛовские проекты – это проекты «ЛУКОЙЛа» и совершенно не связаны с «Нашим будущем».
Глава крупнейшей частной нефтяной компании настаивал сегодня, что социальные обязательства также есть и у «ЛУКОЙЛа», как я уже сказал, а сейчас его все личные проекты перешли в фонд «Наше будущее». Был задан вопрос директору фонда Наталье Зверевой, пользуется ли этот фонд кредитами Сбербанка и других госбанков. Здесь речь идет о поддержке, как я уже сказал, среднего и малого бизнеса в регионах. На что сам Алекперов, защитив своего сотрудника, сказал, что «зачем Наталье Ивановне Сбербанк, если у нее есть я?».
Сам фонд существует пять лет. За это время совместно с Минэкономразвития он поработал в шести регионах. Это предоставление грантов, консультирование малого и среднего бизнеса, заемные средства. О проблемах бизнеса в регионах, как я уже сказал, сегодня не говорит только ленивый. В частности, в нашем интервью об этом говорил другой крупный олигарх Олег Дерипаска. И он считает, что без развития предпринимательства в малых городах и моногородах ничего невозможно построить. Уж не знаю, перекладывали ли это они ответственность с одной головы на другую, но об этом действительно сегодня очень много говорится.
Макеева: Ну, со знанием дела явно говорит об этом, учитывая всю историю вопроса про моногорода.
Желнов: Да. О социальной напряженности в моногородах говорил сегодня также Алекперов. Он считает, что в стране существует социальная напряженность. Мы его спросили, в чем эта социальная напряженность выражена. Давайте послушаем.
Вагит Алекперов, президент компании «ЛУКОЙЛ»: Социальную напряженность я напрямую связываю с уровнем безработицы. Посмотрите Европу – стабильная ситуация – сегодня происходит социальное напряжение. Почему? Потому что большое количество работоспособного населения не имеет работы. Такая же ситуация у нас на Северном Кавказе и в тех регионах, где сегодня человек не имеет работу. Это уже социальное напряжение. Чем шире эти программы будут распространяться по территории России, во многих регионах будут реализованы… Мы говорим сегодня: всего шесть регионов воспользовались возможностью получить деньги для начала собственного бизнеса. То есть в регионах не сформированы институты, которые могли бы эти средства довести до тех идей, которые люди генерируют сегодня. Задача, в первую очередь, в этом, а социальная стабильность и политическая стабильность – это две сестры, которые идут параллельно друг другу.
Желнов: Я еще задал вопрос Алекперову, кто еще такой же активный как он в части социального предпринимательства, кого он может выделить. Ну вот, Дерипаска, я знаю, этим занимается. Он сказал, что это, безусловно, Владимир Потанин, глава «Интерроса», потому что он одним из первых в стране начал заниматься вот этой поддержкой своих младших коллег. Ну и понятно, что не могло обойтись без вопроса, а Алекперов не так часто выходит к прессе по поводу недавней грандиозной сделки «Роснефти» и ТНК-ВР, практически поглощения. И вот мы спросили уже по окончании пресс-конференции Алекперова об этом.
Вагит Алекперов, президент компании «ЛУКОЙЛ»: Сегодня «Роснефть» заплатила реальную стоимость за эти активы. Уже хорошо, что эти активы энергетически так высоко оцениваются на территории России. Конечно, она стала крупнейшей компанией и получит все энергетические эффекты от того, что объединит ряд активов, расположенных в одних провинциях. Я считаю, что это хороший посыл для мирового сообщества энергетического, что на территории России формируются такие крупные компании при том при всем, что президент и правительство декларируют, что приватизация «Роснефти» не откладывается, и она будет реализовываться. Я не слышал, чтобы правительство выступало против. Просто правительство рассматривало те материалы, которые предоставила «Роснефть», но правительство никогда не выступало против этой сделки. Эта сделка, я уверен, не может пройти, минуя согласование в правительстве, минуя антимонопольный комитет.
Желнов: Также Алекперов не исключил, что «ЛУКОЙЛ» до конца года может выкупить 60% акций проекта американской Exxon Mobil по разработке месторождения в Ираке. Это «Западная Курна-1». «ЛУКОЙЛ» уже работает в Ираке на месторождении «Западная Курна-2», но сам Алекперов считает, когда проиграл тендер на «Западную Курну-1», что эти два месторождения нужно объединить и он не исключил, что они сольются с американской компанией Exxon Mobil.