«Справедливая Россия» предлагает сажать не за клевету, а за вранье

12/07/2012 - 17:29 (по МСК) Павел Лобков
Поддержать ДО ДЬ
Олег Нилов, депутат Госдумы от «Справедливой России», считает, что клевета – только часть беды.
 Лобков: Олег сегодня выступил с революционной инициативой, когда обсуждался закон о выставлении уголовной ответственности за клевету. Олег предложил законопроект об ответственности за вранье, насколько я понимаю. Пожалуйста, объясните.

Нилов: Клевета – это только такое подмножество, причем самое не безобидное, а нестрашное подмножество той беды, раковой опухоли, которая называется циничная ложь и вранье. Она опутала все и вся, у нас лгут, начиная с государственных людей, служащих, депутатов, чиновников, судейских, полицейских.

Лобков: Сегодня, кстати, выяснилось, что смс-оповещение в Крымске сработало нормально.

Нилов: Ага. То есть вы видите – примеров огромное количество. И когда в Государственной думе, бросив все остальное, как будто что-то такое случилось, что может спасти жизни, что может спасти деньги ... Я бы понимал, что за одни сутки нужно написать закон, который что-то серьезно решает. Нет, ничего не решает. Вот нужно срочно разобраться с клеветниками, с клеветой. По этой причине предлагается не замечать ту ложь, которая несется, в том числе, и с трибун Государственной думы каждый день, каждое заседание. Вот на это мы не будем обращать внимание, а с клеветой давайте разберемся в первую очередь, в приоритетном порядке.

Лобков: Вас будут обвинять в троллинге законопроекта, это сейчас одно из главных обвинений, которые «Единая Россия» выдвигает. Это касается законов о митингах, закона о штрафах, закона об НКО.

Нилов: А я хочу сказать – прекратите врать сначала сами. Депутаты, чиновники, министры, прекратите наносить ущерб не моральный, а материальный – России, гражданам России. Прекратите, в том числе, делать самое страшное. В результате лжи мы теряем жизни людей.

Лобков: Это ваша инициатива или партийная?

Нилов: Это моя инициатива.

Лобков: У вас завтра голосование. Сегодня еще продолжится пленарное заседание, депутат Хинштейн, один из разработчиков этого законопроекта, сказал, что, наверное, будет некое смягчение. Скажем так, прокурор не сможет по своей инициативе возбуждать дела о клевете в отсутствии пострадавшего, что предложенные 5 млн. – не предел. Может, вверх будет цифра, может, вниз – неизвестно. Тем не менее, вы какую-то партийную платформу по этому законопроекту сформулировали?

Нилов: Закон буквально позавчера был обсужден, внесен, получены все согласования. Вчера его в первом чтении приняли, сегодня до конца дня заканчивается срок подачи поправок. Что в результате завтра мы увидим – я не знаю. Я подал отдельные поправки, я успел подать порядка 10-ти поправок. Например, я согласился с тем, что за ложь о ходе избирательной кампании, тем более, о ее результатах, кандидатов, председателей избиркомов – только к уголовной ответственности.

Лобков: Сегодня Путин подписал указ о штрафах за фальсификацию выборов.

Нилов: Не надо штрафы. Я считаю, никаких штрафов – только тюрьма. За фальсификацию выборов, за ложь об итогах – только тюрьма. Если эту мою поправку примут завтра, это будет один вариант законопроекта, по которому, может быть, и можно проголосовать «за». Я принял и подал еще одну поправку – за ложь именно из уст государственных служащих. С экранов телевизоров, с трибун правительства, Государственной думы. Тоже уголовная ответственность. Если за эту поправку завтра единороссы проголосуют, представляете, сколько дел можно будет сразу возбуждать?

Лобков: Будет ли партия атаковать разработчиков законопроекта так же, как это было в случае с законом о митингах, то есть предлагая огромное количество поправок? Господа разработчики называют эту тактику троллингом.

Нилов: Я подал 10 поправок. В нашей фракции 60 депутатов, если кто-то еще подаст по десятку поправок, то это произойдет. Но какого-то согласованного штаба, который сидит и штампует тысячи поправок – такого нет.

Лобков: Закон о митингах был принят с небольшим перевесом, как я понимаю. Даже как будто бы не все единороссы проголосовали за него. А какого исхода вы ждете в это раз?

Нилов: Я думаю, будет что-то аналогичное. Вчерашний результат: 242 голоса плюс-минус несколько голосов.

Лобков: Сколько у «Единой России» всего?

Нилов: 235.

Лобков: То есть 235 плюс немного от фракции ЛДПР, очевидно.

Нилов: Разных. Есть сочувствующие. Я вчера говорил: как вы можете не замечать эту ложь? Есть кандидаты, которые идут на выборы с одной программой, под одним флагом, приходят в Государственную думу или Заксобрание, переобуваются, образно говоря, разворачиваются на 180 градусов и несут совсем другую философию, нежели ту, которую они проповедовали на выборах. Это ложь, это цинизм, давайте их посадим, или хотя бы мандат на стол. Нет, мы этого не замечаем, это ерунда.

Лобков: Как вы считаете, в чьих интересах принимается этот закон? Есть две статьи – Административного кодекса и Гражданского кодекса, где можно защитить свою честь и достоинство в сумме до 300 тысяч рублей от юридического лица. В конце концов, можно ввести поправку и написать там ноль, если кто-то считает, что народ так страшно разбогател, что может себе позволить 3 млн. Но для этого не нужно вносить уголовную ответственность. Как вы считаете, с чем связано это?

Нилов: Если на депутата любого уровня – регионального, федерального – заводится дело, в том числе, по этой уголовной статье (если она будет принята), он получает минимальное наказание – 5 тысяч рублей штраф. Но по этой статье, которая в Уголовном кодексе, по закону – мандат на стол. Улавливаете, в чем разница?

Лобков: Лишение Бессонова неприкосновенности – это был пробный шар? В сочетании с этим законом о клевете это может сработать как устрашение для депутатов?

Нилов: Это одна версия. Второе направление этого удара – конечно, журналисты, которые могут потерять работу, деньги. Только это я вижу основой для такого экстренного принятия.

Лобков: А почему экстренно? Это события в Крымске как-то возбудили?

Нилов: Это еще июль. Что будет в августе и что будет в сентябре?

Лобков: События в Крымске. Обнаруживаются так называемые провокаторы, которые говорят о том, что там был аварийный слив из водохранилища. Что катализировало? Закон о митингах катализировали события на Болотной площади и тогда предстоявший митинг 12 июня. Сейчас какой информационный повод?

Нилов: Думаю, август и сентябрь. Осень, поднятие тарифов, связанные с этим предполагаемые возмущения большого количества людей. Возможно, какие-то уличные акции. Лучше сейчас это дело профилактировать. Каким образом? Заклеить рот депутатам, журналистам этим законом. Я думаю, что такая профилактика.

Лобков: Вы собирались фракцией, обсуждали тактику?

Нилов: Нет, нет возможности. Сегодня такой плановый день. Если завтра такая возможность будет у нас, тоже сложно – не так просто собрать 60 человек. В зале наверняка мы найдем возможность обсудить, как-то посоветоваться, хотя даже мои попытки внести поправки, предложить решать вопрос по каким-то приоритетам, будут носить характер, чтобы просто выступить, донести свою правду.

Лобков: Как считаете, с чем связано то, что вначале был предложен гораздо более жесткий законопроект – с возможным тюремным заключением, лишением свободы, а потом, после встречи с президентом, лишение свободы как максимальная мера наказания было снято, вместо этого – штраф в 5 млн. рублей. Президент сыграл какую-то благотворную роль?

Нилов: Сложно комментировать такое смягчение, если его можно назвать смягчением. Думаю, в какой-то степени влияние улицы, журналистских кругов, консолидированной позиции трех думских фракций, есть. Но думаю, что оно не приведет к тому, что завтра все поменяется кардинально. Поэтому главная цель и задача была – внести клевету в Уголовный кодекс. Даже если там останутся минимальные штрафы, то цель будет выполнена.

Лобков: А в чем цель? Заплатил человек 3 тысячи как частное лицо по административному закону или он заплатил те же 3 тысячи рублей по уголовному.

Нилов: Еще раз повторю, что один и тот же штраф. Но если это административное нарушение, никаких последствий, во всяком случае для депутатов, нет. Но если те же самые 3-5 тысяч рублей по уголовной статье – это автоматом по закону сложение депутатских полномочий.

Лобков: Спасибо большое. 

Также по теме
    Другие выпуски