Почему сирийская оппозиция против новой Конституции

27/02/2012 - 16:48 (по МСК)
Поддержать ДО ДЬ
В Сирии прошел референдум по новой Конституции. Она обещает гражданам демократические свободы, многопартийную систему и ограничивает двумя сроками право быть избранным президентом страны. Власти Сирии говорят об успехе референдума, оппозиция его бойкотировала, а США назвали циничной уловкой. Обсудили эту тему с Исмаилом Отталахом, гражданином Сирии, телеоператором.

Лиманова: Как вы считаете, это действительно успех властей, как они утверждают – прошедший референдум?

Отталах: Абсолютно не успех, потому что уже 11 месяцев режим Асада убивает наш народ. У нас старой Конституции 40 лет, ни одна статья не выполняется. Как мы верить режиму, что новая Конституция будет выполнена?

Лиманова: Я так понимаю, вы явно не сторонник Асада.

Отталах: Конечно.

Лиманова: Но тем не менее, 60% проголосовавших. Какой у вас расклад сил в стране? Сколько человек все-таки «за» Асада, сколько его противников? Ведь не может быть, что вся страна, как оппозиционеры утверждают, против Асада? Кто же тогда голосует?

Отталах: Самые большие города против Асада – Халеб, Дамаск, Хомс. В этих городах больше 18 млн. населения. Может быть, за Асада будут голосовать 2-3 млн. максимум. Это реальная цифра - я был в Сирии, недавно приехал. Это первое.

Во-вторых, в старой Конституции написано про права человека. Я был в тюрьме, меня забрали на 25 дней. Я знал, как они относятся к противникам Асада, он очень не по-человечески относятся к ним. К сожалению, сейчас наша страна видит то, что режим убивает всех его противников. Нам не нужна новая Конституция, нам нужно, чтобы Башар Асад ушел. Он главный преступник.

Лиманова: Оппозиция бойкотировала, как я понимаю, референдум. Это означает, что 60% населения – сторонники официальной власти?

Отталах: Почему не впускали масс-медиа из России, Европы, чтобы они посмотрели, кто голосовал за Асада, а кто против. Не впускали никого и не будут впускать.

Лиманова: Вы тоже не голосовали?

Отталах: Конечно. В моем городе никто не голосовал - я из Дара.

Лиманова: Наверное, в посольстве можно было проголосовать?

Отталах: Там не открывали ничего. В нашем городе прошло какое-то голосование, мне сказал отец, он туда поехал голосовать. Говорит, нет комнаты, где можно написать – хочу или нет. Там надо писать прямо, и на тебя смотрит спецслужба. Надо писать «да». Вот так это серьезно.

Лиманова: То есть там не было закрытых кабинок?

Отталах: Абсолютно не было. Только там, куда впускают масс-медиа, наше телевидение, они делают такие кабинки, а в остальных - нет.

Лиманова: США назвали референдум циничной уловкой. Цинизм тут, конечно, можно усмотреть, потому как в стране идет гражданская война и поздновато проводить референдум, требование которого было еще в 2011 году, когда протесты были мирными. Тем не менее, если все-таки Асад идет сейчас на уступки и предлагает многопартийную систему, отказывается от 8-й статьи – у нас в СССР была 6-я статья о руководящей роли партии, у вас 8-я статья Конституции. Может быть, все-таки свернуть кровопролитие, противостояние и попытаться договориться?

Отталах: Почему не поменяли Конституцию через месяц после того, как 18 марта началась революция?

Лиманова: Прошлого уже не вернуть. Понятно, что поздновато, но тем не менее, лучше поздно, чем никогда.

Отталах: Кроме того, в этой новой Конституции очень многого не хватает. Например, в 3-й статье написано, что президент должен быть мусульманином. А кто сказал, что мы хотим только мусульманина? У нас христиане, евреи, много разных народностей. Второе – у нас там статья, которая дает президенту всевластие, сохраняет его общую власть в Сирии. В новой Конституции очень многого не хватает. Например, новая Конституция дает президенту право еще на два срока, это значит до 2028-го.

Лиманова: Да, 7-летний срок правления президента. Если он может избраться два срока подряд, получается, до 2028 года.

Отталах: Еще в Конституции есть пункт, что любой человек, который хочет стать президентом, он должен жить в Сирии в течение 10 лет, и в течение этого срока не должен выезжать из Сирии больше, чем на 3 месяца. Что это за Конституция? Например, народ меня любит, я бизнесмен. Любой бизнесмен уезжает из страны больше, чем на 3 месяца в год. Как я могу стать президентом?

Лиманова: Какой вариант все-таки вы видите наиболее возможным сейчас?

Отталах: Вариант – сирийская свободная армия. Вот наш флаг – сирийский флаг революции.

Лиманова: Продолжение войны?

Отталах: Не продолжение войны. Свободная армия отделилась от режима, я просто надеюсь, что остальные солдаты тоже отделятся от режима и создадут новое сирийское государство. 

Также по теме
    Другие выпуски