Медведев с Грызловым живут в параллельной реальности
Самсонова: Кофе очень вовремя, потому что все события происходили в три часа ночи. Мы поехали в ОВД «Китай-город», это на Ильинке, рядом с ГУМом, если вы себе представляете эту улицу с неоновыми фонарями, прекрасно украшенную. Там стояло порядка 70-80 журналистов к трем часам, когда я приехала. Люди начали собираться прямо с того момента, когда стало известно, что Яшина и Навального задержали. Было непонятно, куда ехать. Говорили про ОВД «Измайлово», действительно в ЖЖ Навального его жена Юля Навальная написала, что он в этом ОВД. Потом поступила информация, что он в «Китай-городе».
Единственным поводом, по которому нужно было туда ехать, мы считали необходимым, было то, что к нему не пускали адвокатов. Полковник полиции, который вышел поговорить с журналистами… Там было, скорее, больше журналистов, наверное, чем сторонников Навального, хотя были припаркованы машины, на которых было написано «За Навального». Это было очень духоподъемно. Представьте себе: три часа ночи, какая-то дурацкая интернет-трансляция с телефона, ничего не происходит, ходят какие-то люди рядом с Гостиным двором и этим ОВД, какой-то полицейский стоит, ничего нет. Три тысячи человек все это смотрят – где наш Навальный? Одни мужики, такой фон-клуб. Мужики притом самые разные – от молоденьких пацанов совсем до таких, которые на рыбалку и охоту.
Белоголовцев: Мы говорим о том, что 70 человек ночью дежурили у ОВД. 70 человек для Москвы до вчерашнего вечера – не самая маленькая цифра по протестным митингам даже. А сейчас только 70 человек ночью дежурят.
Самсонова: В три часа ночи, не в 6 вечера.
Белоголовцев: Насколько я понимаю, об этом же один из текстов Slon.ru – «Восстание лайков», который написал Роман Баданин.
Самсонова: Написал текст наш герой, Роман Баданин, бывший заместитель главного редактора Газеты.ру, который уволился, когда баннер «Карты нарушений» - проект, который он делал вместе с ассоциацией «Голос» - сняли с Газеты.ру. Мы с ним встретились на следующий день, я попросила его написать текст. Он очень классно рассказывает о том, что эти выборы стали в его представлении первыми выборами, когда огромное количество обычных совсем людей и известных людей стали работать наблюдателями.
Такого, как он считает, никогда раньше не было. «Гражданин и наблюдатель» - это ассоциация, которая работала вместе с «Голосом». Там действительно абсолютно добровольно простые люди фиксировали нарушения, они сделали для нас текст о том, какими были бы результаты голосования на тех участках, на которых не было вбросов и не было махинаций.
Белоголовцев: Попросим наших коллег показать этот текст – «Результаты выборов на тех участках, где не были зафиксированы нарушения». Здесь есть сводный график по участкам, где наблюдатели проекта «Гражданин и наблюдатель» не зафиксировали нарушений. Здесь я вижу – «Единая Россия» проиграла эти выборы.
Самсонова: Да. И победила партия КПРФ. Это московские данные. Это нерепрезентативная выборка, это только несколько участков. Составьте себе представление: вчера в редакцию Slon.ru прислала текст женщина, которая работала в участковой избирательной комиссии. Она показывает данные до махинации с подсчетом и после.
Белоголовцев: Давайте этот график тезисно прокомментируем. Явка 49% - это, в общем, очень похоже на московские цифры. «Яблоко» - 17,6, столько же у «Справедливой России». ЛДПР поменьше – 12,5%. «Единая Россия» на втором месте – 23,4%, КПРФ – 25,4%.
Самсонова: Я не знаю, как относиться к этим цифрам, потому что всякое бывает. На участке, где голосовал Путин, говорят, тоже победила КПРФ. Нам вчера прислали данные о том, как изменился протокол после того, как провели махинации. Человек, который это прислал, не раскрывает свою идентичность, у нас она есть, там такие же данные. Там такой же процент вброса, такой же процент махинации. Суть в том, что этот текст собрал тысячу лайков. И как раз об этой «революции лайков» говорит Роман Баданин. Эти лайки и реакция Медведева, который рассказывает нам, что он видел ролики, которые ничего не доказывают, и выборы прошли демократично и честно, пусть не удивляется, чем это оборачивается.
Белоголовцев: Вы знаете, что я сейчас вспомнил, когда вы сказали о тысяче лайков на Facebook-е? Я вспомнил текст «Коммерсанта», по-моему, месячной давности «Остров лайк», где как раз говорилось о том, что мы ставим лайки на Facebook, но дальше этого никуда не идет.
Самсонова: Которые не выражаются активные действия. Вчера вся эта акция, как она была устроена? Она была устроена через социальные сети.
Белоголовцев: Хотел вас спросить – то, что происходило на выборах, пока недоказанные судом нарушения, поэтому мы не можем говорить слово «фальсификация» с формальной точки зрения…
Самсонова: Странности.
Белоголовцев: Это повод или причина того, что произошло вчера на Чистых прудах?
Самсонова: Я не думаю, что все, кто вышел на Чистые пруды, посмотрели на эти графики и знают, какой процент у них украли. Им кажется, что у них украли 20%, об этом говорила Евгения Чирикова. Конечно, настроения копятся, и должен быть повод для того, чтобы они вылились. Самое интересное сейчас, и я думаю, это интересует не только нас, журналистов, но и тех, кто на БТР-ах, если верить, въезжают сейчас в Москву, - будет ли продолжение? Когда это продолжение будет, и будет ли оно – зависит от того, как отреагирует сейчас Кремль, как отреагирует власть.
Вчера Михаил Горбачев давал интервью, он говорил: «У этой власти есть шанс. Но он есть только в том случае, если они изменят повестку». Когда «Единая Россия», Грызлов и Медведев, говорят, что люди поддержали их курс, они будут его продолжать – ребята, вы живете немножко в другой реальности.