Кучерена об «Анатомии протеста-2»: нужно все «честно проверить»

12/10/2012 - 16:43 (по МСК) Ольга Шакина

В Общественной палате обсудили скандальный фильм НТВ, главным героем которого стал Сергей Удальцов. Один из самых заметных членов палаты Анатолий Кучерена рассказал об этом в программе КОФЕ-БРЕЙК.

Шакина: Расскажите, о чём разговаривали на слушании по поводу фильма «Анатомия протеста 2»? Что там происходило?

Кучерена: Мы так много обсудили там вопросов. Комиссия практически шла 2 часа, нам удалось обсудить разные вопросы, были разные мнения. Когда я инициировал проведение этой комиссии, как председатель комиссии, я, честно говоря, не ожидал, что могут прийти такие разные люди, с разными мнениями. И это очень здорово. Всё таки задача Общественной палаты - предоставлять площадку для всех людей, которые имеет разные мнения, разные позиции, потому что, на мой взгляд, это полезно и для власти.

Шакина: Какие мнения высказывались?

Кучерена: То, что было единое мнение - это было в части того, что, конечно, неприемлемо финансирование нашей оппозиции из западных иностранных источников, практически все были в этом едины, независимо от того, у кого какие мировоззрения  и взгляды. А что касается самого фильма, кто-то высказывался за то, чтобы правоохранительные органы дали оценку фрагментам в этом фильме. На мой взгляд, если такая информация появляется в СМИ, в любом государстве даётся такая оценка. У нас в законе об этом сказано, что любая публикация, в которой содержатся сведения о возможном преступлении, должна проверяться правовым путём, потому что мы с вами можем рассуждать на эмоциональном уровне, а правоохранительные органы должны провести ряд следственных действий, чтобы разобраться в ситуации.

Шакина: То есть, если появится какая-то информация в «жёлтой» газете, что например, мальчик загрыз маму, то МВД должно проверить эту информацию?

Кучерена: МВД или Следственный комитет. Если на телеканале «Дождь» появится информация, что кто-то совершил противоправные действия или преступление, то прокуратура, Следственный комитет, МВД обязаны проверить эту информацию. Это важно, в том числе, и для нас с  вами, потому что, если мы читаем или смотрим что-то, и мы видим факт коррупции, факт преступления публикуются журналистами, а никто на это не обращает внимания, тогда грош цена таким правоохранительным органам, которые ничего не делают.

Шакина: То есть возможный градус абсурда не имеет значения, всё равно такую информацию нужно проверить?

Кучерена: Конечно, вы журналист, вы работаете над материалом и обратили внимание на то, что нарушаются права человека, совершено преступление, и вы публикуете, а никто не реагирует. Вам же, как профессионалу, будет обидно за это, правда?

Шакина: А вынесла Общественная палата какое-то единое мнение о фильме?

Кучерена: У нас был круглый стол, и это был принципиальный вопрос. Потому что в данном случае мы исходим из того, что есть общественное мнение, а есть правоохранительные органы, есть их позиция, и поскольку сейчас этот фильм изучается Следственным комитетом, то мы должны дать возможность ему в этом разобраться, есть  ли состав преступления у героев этого фильма или нет. Мы обсуждали это с точки зрения общественного восприятия, и Общественная палата в данном случае должна стоять над ситуацией, не надо давать рекомендации следователям, как они должны себя вести. Они должны себя вести в рамках закона, независимо кто является героем их уголовных дел.

Шакина: Ну, мнение должно же было быть, иначе зачем тогда собирать круглый стол?

Кучерена: У нас ведётся протокол, после заседания протокол расшифровывается, и как обычно бывает, мы отправляем рекомендацию с учётом мнения граждан, специалистов президенту, премьер-министру, в соответствующие министерства, ведомства, депутатам Думы. Это важный вопрос.

Шакина: Что вы отправили сегодня?

Кучерена: Я ещё раз объясняю, что сегодня был круглый стол. Были общественные обсуждения, инициатива была по поводу того, чтобы эту тему обсудить, чтобы была возможность высказаться и противникам, и сторонникам, внесистемной оппозиции и системной оппозиции, и гражданам, которые пришли к нам на слушание.

Шакина: И какие мнения от граждан звучали?

Кучерена: Абсолютно разные мнения. Было мнение, что то, что мы увидели, если этот факт подтверждается, что это неприемлемо в части того, что было сказано в фильме, в части захвата власти, в части взрыва железной дороги, практически все эксперты, кто принимал участие, они считали, что, конечно, это неприемлемо. Если мы говорим об оппозиции, я не являюсь сторонником того, чтобы в нашем обществе и стране была оппозиция, потому что власть должна понимать, что происходит, но обмен мнением должен быть.

Шакина: Я потрясена тем, что вы произнесли, что есть люди, которые против того, чтоб существовала оппозиция.

Кучерена: Конечно, такие люди есть. А вы думаете, что мы все должны ходить строем и высказывать одно и то же мнение?

Шакина: Я так не думаю, я удивлена тем, что вы предполагаете наличие людей, которые против того, чтоб была оппозиция.

Кучерена: А вы считаете, что все, кто живёт в России, должны сказать, что нам нужна оппозиция или не нужна оппозиция?

Шакина: Мне просто казалось, что наличие оппозиции - это практически закон природы.

Кучерена: Я считаю, что оппозиция должна быть, но я против того, чтобы оппозиция финансировалась иностранным источником, граждане правомерный задают вопрос - а что они хотят взамен?

Шакина: Все ли в Общественной палате восприняли фильм, как серьёзный источник информации?

Кучерена: Мы так же, как и вы, наверное, увидев этот фильм, стали рассуждать – что это, насколько это подлинно, почему Удальцов приехал туда, почему ему предлагали эти деньги. Мы все имеем возможность рассуждать на каком-то эмоциональном уровне, а задача правоохранительных органов - разобраться в достоверности информации, а у Общественной палаты вместе с экспертами, которые сегодня приходили, есть возможность проконтролировать, чтобы объективно проводились следственные действия, чтоб это было всё справедливо.

Шакина: То есть вопрос об объективности фильма не обсуждался?

Кучерена: Конечно, были мнения, которые свидетельствовали о том, что это всё неправда, это всё монтаж.

Шакина: Кто сомневался?

Кучерена: Вы хотите, чтоб я сейчас вам озвучил всех пофамильно? Я не буду это делать, потому что выступающих было очень много. Там были не только члены Общественной палаты, там была и Ксения Собчак, Илья Пономарёв и много других.

Шакина: Дискуссия вышла плодотворной?

Кучерена: Я считаю, что любое обсуждение и диалог - это всегда полезно. Задача моя, как председателя комиссии, была именно провести такой диалог, а правоохранительные органы должны слушать и обращать на это внимание и учитывать то, что говорят специалисты и эксперты. 

Шакина: Что именно должны почерпнуть правоохранительные органы из вашего круглого стола?

Кучерена: Одно-единственное, что их задача - расследовать уголовные дела исключительно в рамках закона. Это важный вопрос и об этом мы много говорим в последнее время, не зависимо от того, относимся мы к оппозиции или к партии власти, к примеру.

Шакина: То есть вы организовали этот круглый стол, чтобы следователи расследовали уголовные дела исключительно в рамках закона?

Кучерена: В том числе, и для этого.

Шакина: Была вероятность, что они могут выйти за рамки закона?

Кучерена: Вероятность всегда такая есть.

Шакина: Обсуждались ещё какие-то громкие дела, например, дело о дагестанской свадьбе о стрельбе на Тверской?

Кучерена: Нет, сегодня мы этот вопрос не обсуждали. Эти вопросы уже обсуждались ранее, члены палаты имеют возможность высказать своё мнение по поводу того события, которое имело место в центре нашей столицы.

Шакина: Вы не хотите сейчас через наш канал высказать свои соображения по этому поводу?

Кучерена: Я, конечно, могу, если вы дадите мне такую возможность. Я, конечно, считаю, что непозволительно в центре города так себя вести, таким образом нарушать наши с вами права. Могу сказать, что люди, прежде всего, возмущались, особенно первое время, когда это всё только случилось, но правоохранительные органы в каком-то смысле бездействовали. Я, как председатель комиссии общался с руководителем правоохранительных органов и задавал тот же вопрос, получал ответы на эти вопросы.

Но в то же время мы прекрасно понимаем, что тот же сотрудник полиции не всегда может быть отважным, не всегда может действовать в рамках закона по части призыва соблюдать общественный порядок, и, когда мне говорили некоторые правоохранители: «Ну, а как вы себе это представляете? Их было 600 человек, нам, что надо было подогнать автозак, и всех отправить в отделение полиции?», я ему ответил, что общество от них ждёт соблюдения порядка. Насколько я знаю, на сегодня возбуждено уголовное дело, я не хотел бы забегать вперёд, давайте дождёмся  и посмотрим, что в рамках этого уголовного дела произойдёт, но для нас с вами это очень важно, ведь это общественный порядок.

Другие выпуски