Князь Лихтенштейна Филипп: «Вся Европа задается вопросом – станет ли Украина еще большим хаосом, чем сейчас»

20/06/2014 - 20:41 (по МСК) Андрей Горянов

Вчера в Москве в Пушкинском музее открылась выставка шедевров фламандской живописи из частной коллекции княжеской семьи Лихтенштейнов. Андрей Горянов встретился с князем Лихтенштейна Филиппом, который приехал открыть выставку, чтобы поговорить о выставке, истории государства Лихтенштейн,  о сути государственного управления в этом княжестве. Также поговорили о происходящей войне не территории Украины.

Горянов: Мы приветствуем вас, ваше величество, в Москве. Скажите, почему вам так важно было привести эту коллекцию семьи Лихтенштейна в Москву в Пушкинский музей?

Князь Лихтенштейна Филипп: Я думаю, что когда у тебя есть коллекция такого размера и качества как у нас, очень важно показывать ее публике. И, конечно, в Москве есть большое количество людей, которые заинтересованы в живописи. Тем более, что у нас уже была одна выставка в Москве несколько лет назад, которая была очень успешной. Этот успех нам и хотелось бы повторить. Тем более для такой небольшой страны как наша очень важно распространять знание о нас. Выставка - хорошая платформа для этого.

Горянов: Какая главная идея именно этой выставки?

Князь Лихтенштейна Филипп: Эта выставка продолжение предыдущей, которая показывала искусство 19 века. И в основном это были фламандцы в прошлый раз. В этот раз это тоже  фламандцы только другой эпохи - Ван Дейк, Рубенс.

Горянов: Насколько существенная часть вашей коллекции эспонируется сегодня в Москве? Насколько велика ваша коллекция?

Князь Лихтенштейна Филипп: Это одна из самых крупных частных коллекций в мире. И вторая по величине в Европе после коллекции Королевы Англии. Это к тому же не только живопись, но и еще большое собрание бронзы, скульптуры, мебели и фарфора и огромная коллекция старинного оружия

Горянов: Почему семья Лихтенштейнов вкладывает в искусство? Это инвестиции или страсть к живописи?

Князь Лихтенштейна Филипп: В старинные времена все аристократические семьи собирали искусство. Мы тоже собирали и нам повезло сохранить больше, чем удалось многим другим. Мы смогли многое сохранить и после множественных войн. И мы до сир пор продолжаем собирать. Я думаю, что если у вас есть настоящая страсть к искусству вы можете стать не только удачным коллекционером, но это будет и прекрасной инвестицией.

Горянов: Какие ваши любимые работы на этой выставке? Что мы обязательно должны посмотреть?

Князь Лихтенштейна Филипп: Нас, конечно, все знают за Рубенса. У нас возможно самая большая частная коллекция Рубенса. Мы привезли прекрасный портрет дочери Рубенса (показать центральный портрет) и двух сыновей Рубенса  и его автопортрет.

Горянов: Я хотел бы спросить вас про Лихтенштейн. Расскажите, какой государственный строй у Лихтенштейна и как он управляется?

Князь Лихтенштейна Филипп: Как страна?

Горянов: Да, как государство. Как вы им управляете?

Князь Лихтенштейна Филипп: Если вы немного почитаете нашу конституцию, вы поймете, что государство, в первую очередь, у нас это поставщик сервиса. И, в первую очередь, жители являются на самом деле руководителями нашего государства и на самом деле управляют им, а не наоборот - не государство управляет людьми. У нас есть и конституция несмотря на то, что Лихтенштейн, конечно, монархия. У нас есть и парламент, в котором есть партии, которые меняются в лидерстве каждые несколько лет. В этом смысле мы близки к Швейцарии. Но основное положение нашей конституции - это все же прямая демократия. Также что при достаточном количестве подписей - а с нашим населением в 37 тысяч человек можно вынести на референдум почти любой вопрос, собрав буквально 2000 подписей.  И в итоге граждане имеют рещающее слово почти по любому вопросу. То есть я имею ввиду действительно любой вопрос. То есть даже даже изменить конституцию возможно.

Горянов: Когда семья Лихтенштейнов стала жить на территории современного государства Лихтенштейн?

Князь Лихтенштейна Филипп: Мои предок и его два брата получили титул принц Лихтенштейна в начале 17 века. Но еще в 16 веке они были важными людьми при дворе  в Праге и Вене.  Один из моих предков был вице-королем Богемии.  Они всегда были очень значимы для экономики и занимали важные посты в Священной Римской империи при Габсургах. 

Князь Лихтенштейна Филипп: Но для того, что носить титул принцев им нужна была какая-то земля. И они приобрели этот небольшой кусок земли на территории современного Лихтенштейна, получили политические права и император нарек земли Лихтенштейном. Это было в начале 18 века  в 1712 году. То есть мы чуть старше 300 лет. Это было самым началом Лихтенштейна. А после того, как Священная римская империя германской нации исчезла во времена наполеоновских войн все европейские небольшие государство совершенно преобразились, но единственной страной оставшейся неизменной был Лихтенштейн. Наполеон очень уважал моих предков несмотря на то, что мой предок был главнокомандующим армией противника Наполеона. Лихтенштейн смог остаться самостоятельным.

Горянов: Много ли потеряла семья во время первой и вторых мировых войн?

Князь Лихтенштейна Филипп: После второй мировой войны мы потеряли больше 90 процентов всех наших активов и владений.

Горянов: Удалось ли что-то вернуть?

Князь Лихтенштейна Филипп: О нет, ничего вернуть не удалось. Все было национализировано.

Горянов: Но в итоге вы стали очень богатый семьей. Как это вам удалось?

Князь Лихтенштейна Филипп: Я и мой брат мы просто принимали правильные инвестиционные решение и не мало работали. И все это делалось без использоваться государственных ресурсов. Независимо.

Горянов: У вас есть банк и инвестиционная компания, которую вы возглавляете. В чем состоит ваш бизнес?

Князь Лихтенштейна Филипп: Мы основали наш банк LGT в начале 1920-х годов, и в это время Лихтенштейн был довольно бедной аграрной страной, даже, пожалуй, одной из самых бедных в Европе. И она стала богатеть только после второй мировой войны в 50-60хх. До этого это был небольшая сельхохозяйственная страна.  Поэтому в 1920-х был был нужен для развития страны. А расти он стал только после 60-х.

Горянов: Откуда сейчас поступают деньги ?  Европа, Америка или развивающиеся рынки?

Князь Лихтенштейна Филипп: С основном это, конечно, Евпропа, но сейчас уже 20 процентов приходит из Азии. Где-то 30 процентов это деньги компаний и пенсионных фондов от Америки до Астралии и Евпропы. Очень большая часть это частный банкинг для состоятельных людей.

Горянов: Я должен вас спросить, как ситуация на Украине и России повлияла на денежный поток из этих стран

Князь Лихтенштейна Филипп: На самом деле мы пока не чувствуем слишком больших изменений. Нет

Горянов: Чувствуете ли вы какое-то изменение Европы по отношению к России и Украине cо стороны Европейцев?

Князь Лихтенштейна Филипп: Люди задают вопросы, - а куда это все идет. Успокоится ли ситуация или все вспыхнет еще больше. Станет ли Украина еще большим хаосом, чем есть сейчас. Этот те вопросы, которые Европа задает. Люди также очень обеспокоены газовой проблемой, которая продолжает развиваться. Есть, конечно, некоторые страны, которые пытаются как-то усилить давление на Россию, в первую очередь, Америка, которая пытается усилить санкции в отношении России и эта влияет и на весь мир, конечно.

Горянов: Вы как маленькое государство думаете, что пытающиеся сейчас отсоединиться области должны настаивать на этом? Думаете ли вы что независимость для небольших государств это важная ценность, которую они должны остаивать?

Князь Лихтенштейна Филипп: Кто-то в 19-м веке говорил, что власть делает из людей коррупционеров, а абсолютная власть делает абсолютных коррупционеров. Поэтому это вопрос баланса. Очень важно понимать, что самое важное - это идея государств, для чего оно нужно. Государство должно служить свои гражданам, а не наоборот

Также по теме
    Другие выпуски