Кирсан Илюмжинов: «За год я был в Калмыкии всего два дня»

08/02/2013 - 17:20 (по МСК) Мария Макеева
Поддержать ДО ДЬ

Бывший глава Республики Калмыкия, президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов в программе КОФЕ-БРЕЙК прокомментировал слухи о своем возвращении в политику.

Макеева: Правду ли про вас пишут сегодня,  что вы хотите вернуться в политику, если да, то в каком качестве?

Илюмжинов: Честно говоря, я удивился, прочитав в газетах, потому что я находился по пути из Лондона в Стамбул. Мне позвонили вчера ночью перед вылетом в Москву и сказали, что я баллотируюсь. Я спросил, не розыгрыш ли это, и ответил, что надо подумать.

Макеева: То есть у вас не было до сегодняшнего дня в планах баллотироваться в Калмыкии?

Илюмжинов: Я даже не знаю, когда будут выборы, потому что в этом и в прошлом году я очень редко бывал в России и в Калмыкии. В прошлом году я был всего два дня в Калмыкии, остальное время я нахожусь за рубежом по делам Шахматной федерации, по коммерческим сделкам. Но коль было озвучено, надо подумать об этом.

Макеева: Что касается работы с различными партийными организациями, Олег Митволь хороший ваш знакомый…

Илюмжинов: Мой друг.

Макеева: Ваш друг сказал нашему корреспонденту, что вопрос решённый, что вы баллотируетесь и возглавляете список «Единой России».

Илюмжинов: Я ещё не выходил из партии «Единая Россия», тем более что я являлся учредителем «Единства»,  в 1999 году мы создавали эту партию - «Единство». Там было пять учредителей, я один из пяти, я был и спонсором, затем она трансформировалась в «Единую Россию». Несколько раз я возглавлял список партии по Калмыкии, и мы всегда благополучно проходили в Госдуму. Последние выборы в 2011 году уже не в должности главы Республики Калмыкии я был спонсором и никогда не выходил из неё. Прочитав, что я буду в другой партии, у нас есть ещё другие партии «Патриоты России», КПРФ, КПСС, ЛДПР, из них предложений не поступало. Так что на сегодняшний день  я являюсь членом партии «Единая Россия», даже где-то в руководящих структурах работал до 2010 года.

Макеева: А вы обсуждали с вашим другом, чего это он так сказал?

Илюмжинов: У меня друзей много, в той же «Справедливой России», и Республика Калмыкия 10 лет назад, когда Сергей Миронов образовал партию «Жизнь», а потом «Справедливую Россию», мы были первым регионом, где в парламенте из всех законодательных собраний субъектов РФ мы образовали фракцию «Справедливая Россия». Может быть, то, что у меня хорошие отношения с партийцами, я помогал создавать им партийный ячейки, не только «Справедливой России»,  а также партии ЛДПР, в своё время я был коммунистом, у меня очень хорошие отношения с Геннадием Зюгановым и с Владимиром Жириновским, который поддержал программу учения шахмат в школах.

Макеева: Но всё-таки одно дело иметь отношения со всеми партиями, другое - когда говорят: «Он возглавит избирательный список». Получается, что Олег Митволь, ваш друг, пустил о вас слух, способный испортить ваши отношения с единороссами.

Илюмжинов: Может быть, у него информация такая есть, я поговорю с ним. Почему я должен портить отношения с «Единой  Россией», с КПРФ, со «Справедливой Россией»? У меня со всеми ровные, нормальные отношения, я всем помогаю и буду помогать. Может быть, видели меня с руководством «Единой России», недавно я встречался с Геннадием Зюгановым, мы обсуждали Международный чемпионат по шахматам по линии Коминтерна. Я считаю, это нормально, что Олег сказал. Это не повлияет на мои отношения, потому что я являюсь членом партии «Единая Россия».

Макеева: Вы создали эту партию, были её спонсором, и сейчас вы так вдалеке от партии. У вас не было желания заняться партией? Вас не приглашали в руководящие партийные органы?

Илюмжинов: Я её создавал, мы работали над имиджем, над организационными структурами партии «Единство», именно это в начале было. Затем я был президентом Калмыкии, затем президентом ФИДЕ, в котором состоит сейчас 178 стран мира, я очень много езжу, задач очень много стоит. Сейчас у меня много транснациональных бизнес-проектов. В России не очень часто бываю.

Макеева: То есть политическая деятельность вас не сильно интересует?

Илюмжинов: 12 апреля исполняется 20 лет, как меня избрали президентом Калмыкии, и 23 года, как я в политической жизни. В 1989 году я был избран депутатом Верховного совета СССР, депутатом Верховного совета РФССР.

Макеева: Хочется вернуться или нет?

Илюмжинов: Здесь зависит не от моего желания, а от наличия времени. Большую часть времени я провожу в самолёте, и в процессе создания таких глобальных мировых конструкций. Сейчас проблему, которую мы решаем - это шахматы в школах. Цель - это 1 миллиард умных людей на планете, чтобы 1 миллиард играл в шахматы. Я посещаю очень много стран, в неделю 3-4 страны, встречаюсь с несколькими главами государств. Это страны мусульманские, арабские, латиноамериканские, азиатские. Мне нравится заниматься такой международной деятельностью. Недавно был в Сирии, встречался с Башаром Асадом, затем с руководством Турции.

Макеева: Под обстрелами?

Илюмжинов: Два раза под обстрелы попадал, я в декабре, в ноябре был. В ноябре мы там проводили детский шахматный фестиваль. Несмотря на обстрелы, захваты, из Алеппо приехали две девочки где-то шести лет, они узнали, что проходит чемпионат по шахматам, и очень просили родителей, чтобы их привезли в Дамаск, чтобы они приняли участие в шахматном турнире.

Макеева: Такие визиты - это не просто спорт, это политика, но политика другого масштаба, вряд ли у вас хватит времени на Калмыкию. Вы сказали, что обдумаете мысль баллотироваться, не слишком ли это мелко для вас?

Илюмжинов: Не мелко, потому что я всегда был и буду жителем Республики Калмыкия, я гражданин республики, я везде пропагандирую Калмыкию, народ, историю. Через меня люди во многих уголках мира узнают, что есть небольшой трёхсоттысячный народ на юге России. В этом я вижу свою главную функцию - пропаганда культуры, истории, калмыцкого народа.

Макеева: То есть вы бы могли быть депутатом и осуществлять ту же деятельность? Жители нормально бы к этому отнеслись бы?

Илюмжинов: Есть Роман Абрамович, который  так живёт. Честно говоря, я не задумывался над этим, эта информация застала меня в пути. Встречусь с жителями Калмыкии, с представителями партии обсудим этот вопрос.

Макеева: «Миллиардер Кирсан Илюмжинов планирует стать народным депутатом парламента Республики Калмыкия», - пишут калмыцкие СМИ о сегодняшней новости. Кстати, миллиардер ли  вы?

Илюмжинов: Я всегда был самым крупным налогоплательщиком, в 1990 году я стал первым официальным долларовым миллионером, когда бриллиантовую корону Гари Каспарова купил, задекларировал её, затем в 1993 году заплатил самые большие налоги, на эти налоги учителя, врачи где-то полгода получали зарплату. Сейчас вместе с другом Давидом Михайловичем Якобашвили, я очень благодарен ему, в июле прошлого года он заплатил 2,5 миллиарда рублей в бюджет Калмыкии, бюджет Калмыкии – 5 миллиардов рублей, я несколько миллионов рублей заплатил.

Макеева: А он тоже налогоплательщик? Он зарегистрирован в Калмыкии?

Илюмжинов:  Да, он зарегистрирован в Калмыкии, живёт там. Для меня и для него небезразлично, куда эти деньги пойдут: или они рассосутся по карманам, или на эти деньги будет построен мясокомбинат, новые объекты, где будут люди зарабатывать и платить налоги.

Макеева: Ваши бизнес-проекты дают вам возможность называться миллиардером?

Илюмжинов: Конечно, у меня много активов, много собственности, с которой получаю дивиденды.

Макеева: В какой области у вас сейчас активы? Какой свой бизнес-проект вы считаете главным?

Илюмжинов: Я только вчера вернулся из Анкары,  мы открыли крупный центр «Кирсан - Анкара центр», это в центре Анкары, четырёхэтажное здание в Стамбуле, участвуем в строительстве гостиницы, электростанцию сейчас начинаем  строить, в сахарном бизнесе также имею акции, в трейдовых компаниях. Строим международные шахматные дворцы  в различных странах мира. В Армении сейчас заключили договор, в Ереване будем строить очень большой шахматный дворец.

Макеева: Почему за рубежом, почему не в Калмыкии ведёте бизнес-деятельность?

Илюмжинов: Много проектов, мы вкладывали и в дороги, и в строительство сельскохозяйственных предприятий,  в строительство того же шахматного города.

Макеева: А вы сейчас вкладываете в дороги? Это нынешний проект?

Илюмжинов: Деньги, которые мы заплатили в бюджет, это 850 миллионов, которые пошли на ремонт, на строительство дорог, как они расходуются, мы не знаем, но сейчас посмотрим.

Другие выпуски