Борис Березовский: я счел бы за честь принять участие в проекте Pussy Riot

12/09/2012 - 15:56 (по МСК) Никита Белоголовцев
Российский олигарх Борис Березовский о своих отношениях с руководителем общественной организации «Преображение» Алексеем Вешняком, нежелании судиться с телеканалом «Россия-1» и отсутствии связи с активистками Pussy Riot.
 

Белоголовцев: Ну а сейчас, дорогие друзья, анонсированный разговор с Борисом Березовским, российским предпринимателем, который сейчас находится в Лондоне. Простите нас за небольшую задержку, были некоторые проблемы со связью. Борис Абрамович, здравствуйте.

Березовский: Здравствуйте.

Белоголовцев: Борис Абрамович, первый вопрос протокольный: смотрели ли вчерашнюю программу «Провокаторы. Часть 2» «Специальный корреспондент», в которой, собственно, назвали вас главным инициатором и организатором акции Pussy Riot в Храме Христа Спасителя?

Березовский: Ну, после того, как РТР проиграл мне иск в Великобритании, и до сих пор не рассчитался со мной, я в знак протеста этот канал не смотрю.

Белоголовцев: Знаете, о чем идет речь, да?

Березовский: Я знаю, о чем идет речь. Я, мне мой приятель господин Дубов рассказал об этой передаче.

Белоголовцев: Борис Абрамович, еще один человек, который называет себя вашим приятелем - Алексей Вишняк - был вот таким своеобразным главным свидетелем, наверное, если можно так сказать. Расскажите, пожалуйста, знакомы ли вы с этим человеком? Он утверждает, что вы довольно плотно общались с ним в течение некоторого времени.

Березовский: Я знаком с ним очень давно, и он действительно несколько раз приезжал и сюда в Великобританию, в Лондон, и в Израиле я с ним встречался. То есть у меня с ним долгие отношения были. Они не были никогда подробными, но я его хорошо знаю. Его и его прежнюю жену.

Белоголовцев: А скажите, пожалуйста, Борис Абрамович, Алексей Вишняк утверждает, что он редактировал ваши письма-воззвания, как он говорит, патриарху. Мы знаем в публичном пространстве только одно такое полуоткрытое письмо патриарху Кириллу, которое было опубликовано на сайте «Эха Москвы». Из рассказов Вишняка сложилось ощущение, что писем было несколько. Проясните, пожалуйста, ситуацию.

Березовский: Во-первых, письмо действительно было одно - это первое. Второе - я несколько раз консультировался у Вишняка по поводу терминологии. Конечно, ни о каком редактировании речи не могло идти, а вот что касается терминологии библейской, ссылок, я действительно с ним консультировался.

Белоголовцев: Скажите, пожалуйста, чем, в принципе, занимается Алексей Вишняк? Потому что фигура появилась внезапно и Интернет не дает никакого ответа, что это вообще за человек, кто он такой, чем он занимается. Как вы познакомились, расскажите, пожалуйста.

Березовский: Как познакомились, я не помню. Одно время я финансировал газету православную, которую он возглавлял. Я, честно сказать, не помню как ее название.

Белоголовцев: Где выходила газета, в Москве, в регионе?

Березовский: Газета выходила в России. В России. И потом связь прервалась. Я уехал, и господин Вишняк несколько раз вот возникал, действительно, считанные разы здесь, в Лондоне, я уже сказал, и в Израиле. И он все время говорил о своих тесных связях с патриархом Кириллом, с Русской православной церковью, точнее с высокими чинами в Русской православной церкви. Насколько я понимаю, он занимался каким-то бизнесом, связанным с Русской православной церковью. В частности, по-моему, у него даже был магазин то ли в самом Храме Христа Спасителя, то ли рядом с Храмом Христа Спасителя.

Белоголовцев: Скажите, пожалуйста, еще один ключевой эпизод, о котором рассказывал господин Вишняк - это ваша встреча в одном из лондонских ресторанов, где вы якобы показывали ему на iPad выступление Pussy Riot и прогнозировали, что вот совсем скоро они взорвут медиапространство. Правда ли это? Когда вы узнали впервые о Pussy Riot и вот действительно ли показывали ли Вишняку эти кадры?

Березовский: Во-первых, это конечно, совершенная ложь. Я, к сожалению, не принимал участие в проекте Pussy Riot, хотя счел бы за честь, если бы мне предложили участвовать в этом проекте и, конечно, никогда не открещивался от этих девушек, совершенно замечательных. А господин Вишняк никогда со мной этот вопрос не обсуждал. Собственно, я все, что я помню, - это достаточно настойчивая просьба о встрече в последние годы. Встречи были редкие, может быть их было 2-3. Я действительно не очень понимал смысла того, что он просил. То есть он просил о встрече, и в результате рассказывал какие-то фантастические истории о том, как он работает с высшими чинами Русской православной церкви.

Белоголовцев: Но он, может быть, просил снова о финансировании на этих встречах?

Березовский: Он никогда не просил меня о финансировании, кроме той газеты, о которой я упомянул. Я, к сожалению, не помню, как она называется.

Белоголовцев: Борис Абрамович, главный вопрос, который хотелось бы вам задать в этом разговоре. Есть ли у вас какая-то информация о том, стоит ли кто-то за Pussy Riot? Вопрос, которым Аркадий Мамонтов и его гости задавались в течение всей этой программы. Если бы вы были вчера в студии программы «Специальный корреспондент» и вам задали вопрос «Кто стоит за Pussy Riot?», что бы вы ответили?

Березовский: Я бы сказал, что за Pussy Riot стоят Pussy Riot - креативные люди, насколько мне известно, связанные с группой «Война», насколько мне тоже известно, получившие даже премию в прошлом или позапрошлом году за очень креативный проект «Литейный мост». Ваша аудитория, наверное, помнит этот проект. И больше мне ничего не известно. Мне известно только, что там реально сильные креативные люди.

Белоголовцев: То есть я правильно понимаю, что у вас никогда не было контактов, например, с Петром Верзиловым или с кем-то из арт-группы «Война», никогда они с вами не связывались, не выходили на связь?

Березовский: С этими людьми у меня никогда не было контакта. Уже когда я был в Израиле, я познакомился с Плуцером-Сарно, у меня было с ним две или три встречи, и он произвел на меня очень сильное впечатление.

Белоголовцев: Борис Абрамович, раз уж вы начали наш разговор с рассказа о суде с каналом Россия-1, не могу не спросить, будете ли вы сейчас принимать какие-то действия в юридической плоскости? Будете ли подавать в суд за клевету на господина Вишняка, благо в России сейчас законодательство ужесточилось в этом вопросе, будете ли вы сейчас судиться с каналом, с Вишняком, с Мамонтовым, с кем-то из них?

Березовский: Я уже вам упомянул в начале нашего разговора, что я судился уже с каналом, и канал, к сожалению, оказался совершенно, как сказать, неуважающим закон здесь, в Великобритании. Я судился с каналом по поводу клеветы в одной из передач, по-моему, программы, я уже не помню какой программы. Но точно это был РТР, отделение РТР. И я выиграл этот суд, выиграл даже деньги, которые, конечно, никто мне никогда не отдал. И поэтому я считаю, что это бессмысленным повторять одно и то же упражнение, тем более, что один раз я уже доказал, что это канал бесчестный, что он пользуется ложной информацией и толкает людей на дачу ложных показаний. Поэтому не вижу никакого смысла, а уж тем более с господином Вишняком. Оказался он просто сиксотом или, я не знаю, каким-то там агентом, который вот… А вокруг меня много таких людей крутилось и крутится, так что привычно, которых сюда посылают спецслужбы российские, не только общаться со мной, но на меня здесь было несколько покушений, как это было даже официально заявлено английскими спецслужбами. То есть эта информация совершенно публичная. Поэтому никакого желания у меня тягаться с этим господином, доказывать, что он лгал, нет.
Также по теме
    Другие выпуски