Судебная реформа за один год? Как эффективно поменять систему, и при чем здесь ФСБ и досоветское прошлое

28/10/2020 - 11:00 (по МСК) Сергей Гуриев
Поддержать ДО ДЬ

Росту российской экономики, а значит, и росту благосостояния каждого россиянина в первую очередь мешают неэкономические факторы. Главный из них — это отсутствие в России эффективной и независимой судебной системы. Какими бы хорошими ни были реформы и законы на бумаге, без современной судебной системы невозможно защитить предпринимателей и инвесторов от произвола чиновников и конкурентов, а, значит, не стоит и рассчитывать на ускорение экономического роста, новые рабочие места и рост доходов.

Что делать с российскими судами? Какую судебную реформу необходимо провести? Сколько времени займет реформирование российской судебной системы и когда оно принесет первые плоды? Сергей Гуриев задал эти вопросы главному редактору журнала «Закон» доктору права Александру Верещагину.

Александр, спасибо большое, что согласились поговорить со мной о возможной реформе судебной системы. В первую очередь я хотел бы спросить вас о том, как вы видите идеальную судебную систему в России? Если бы это зависело от вас, как бы вы построили судебную систему?

Прежде всего, я ее вижу как нормальную судебную систему, ну такого типа, которая существует в большинстве развитых стран. Я вообще, когда думал или обсуждал вопросы, связанные с судебными реформами, я всегда старался избежать того, что называется изобретением велосипеда. То есть не изобретать каких-то экзотических вещей, которые никогда нигде не были опробованы, никогда нигде не работали — ни в России когда-либо в прежние времена, ни в других странах в прежние времена или в современную эпоху. И в этом смысле, прежде всего, даже с точки зрения внешнего устройства судебной системы, она должна быть трехинстанционной, то есть должна быть классическая трехинстанционная судебная система.

Первая инстанция, рассматривающая дела по существу, апелляционная инстанция, которая исправляет ошибки первой инстанции, кассационная инстанция, исправляющая уже чисто правовые ошибки предыдущих нижестоящих инстанций и создающая так называемое единообразие судебной практики, единство правоприменения в стране.

Это классическая схема, она существует практически везде.

Надо понимать, что судебная система Российской Федерации отличается радикальнейшим образом от этой классической системы в настоящее время. У нас пять судебных инстанций ординарных: первая, апелляционная, две кассации и надзор.

Кроме того, есть еще две экстраординарные инстанции — это заместитель председателя Верховного суда, который может, если вы его очень попросите, так сказать, заставить вторую кассацию, то есть Верховный суд, коллегию Верховного суда, рассмотреть ваше дело, после того как коллегия отказала вам в приеме его к рассмотрению, как не имеющее, так сказать, каких-либо кассационных оснований либо поводов. И есть еще и Конституционный суд.

То есть у нас то ли пять инстанций, то ли семь, можно по-разному считать, но пять — это по самому минимуму.

Я хочу настоятельно подчеркнуть тремя жирными линиями, что такой судебной системы с пятью инстанциями не существует нигде в мире, мы абсолютно уникальны.

Нормальная судебная система должна строиться так, как все судебные системы строятся — это три инстанции. Ну и могут быть, конечно, какие-то специализированные суды, но это вопросы спорные, это может быть суд по интеллектуальным правам, военные суды.

Но что я точно считаю излишним в настоящее время, и тут, возможно, со мной не согласятся очень многие, но, тем не менее, я на этом настаиваю, что арбитражные суды, специальные сословные суды для предпринимателей, которые были созданы в России после развала Советского Союза, они выполнили свою, так сказать, историческую роль, историческую функцию. И сейчас нам не нужно такой специальной системы арбитражных судов. 

Также по теме
    Другие выпуски