«Я не Политковская»: омская журналистка хвалила губернатора, но все равно лишилась работы
Ведущую губернаторского «12 канала» в Омске Тахмину Тынысову уволили после того, как, по ее словам, она не стала «заниматься подтасовкой фактов и врать». Тынысова утверждает, что директор канала требовал внести правки в сюжет и изменить его смысл — она отказалась, за что и лишилась работы, несмотря на то, что раньше не получала никаких нареканий и искренне хвалила губернатора в своих сюжетах. В то же время в Бурятии газета «Номер один» встала на защиту своих читателей от полиции: местный центр «Э» запросил в редакции IP адреса авторов негативных комментариев о губернаторе. Соня Гройсман — о непростых отношениях региональных журналистов с властью.
Тахмина Тынысова — звезда 12 омского канала, местного филиала ГТРК. В области его смотрят наравне с «Первым». Свой последний репортаж Тынысова снимала в поселке Иртыш Черлакского района — там из-за отсутствия отопления были закрыты школа и детский сад.
Виноватой, по версии журналистки, оказалась теплоснабжающая компания — там якобы «сменили название, чтобы повысить тариф». Но утверждавший сюжет гендиректор канала просил расставить акценты иначе.
Тахмина Тынысова, журналистка: Там львиная доля вины была именно на предпринимателе. Гендиректор просил переставить акценты и сделать виновным главу района. Он так и говорил — виноват глава района. Я с этим категорически не согласна, я обосновала свою точку зрения — делала ссылки на всевозможные факты, в том числе на позицию губернатора Омской области, который тоже успел по этому поводу высказаться. Я ушла. Буквально через пять минут пришел выпускающий редактор и сказал, что я уволена.
В отделе кадров Тынысовой пригрозили перевести в уборщицы, а потом неожиданно вышла из декрета журналистка, чью ставку она занимала.
Тахмина Тынысова, журналистка: Тут два варианта — либо избавиться от меня, чтобы я ушла. Такое уже бывало, просили скорректировать. Были еще материалы, где он просил что-то подправить, и я отвечала, что я это делать не буду. Повод от меня избавиться — возможно это была своего рода подстава.
Подобных увольнений региональная журналистика помнит множество — неуступчивые репортеры на правительственных каналах обычно не задерживаются. Но это особенный случай — вот в чем-чем, а в нелояльности Тахмину Тынысову обвинить нельзя. «Уникальный», «безукоризненный» — в репортажах об избранном в сентябре губернаторе Александре Буркове Тынысова не жалеет похвал. Как и выбранные ей эксперты.
Тахмина Тынысова, журналистка: Те эпитеты, которые я использовала, я их использовала сама, за меня их никто не записывает. У нас такое впервые, чтобы выборы проходили при полной поддержке всех парламентских партий, ни одна парламентская партия своего кандидата не выставляла.
Экс-депутат Госдумы справедливоросс Бурков был назначен временно исполняющим обязанности губернатора год назад — и без интриги избавился от этой приставки на прошедших выборах.
Георгий Бородянский, спецкорр «Новой газеты» по Омской области: Выборы безобразные, в которых население практически не участвовало. Это были самые безальтернативные выборы, все сымитировано и на глазах избирателей. Те, кто власть не устраивал, не прошли муниципальный фильтр. На самих участках выдавали бесплатные талоны, билеты на концерты Димы Билана, продавали товары по демпинговым ценам. Нарушения отследить было невозможно — отменили видеотрансляцию с участков.
Георгий Бородянский — спецкор «Новой газеты» в Омске — посвятил Тынысовой целую колонку — ее увольнение он назвал самым загадочным событием в новейшей истории омских СМИ.
Георгий Бородянский, спецкорр «Новой газеты» по Омской области: Никогда у нас не увольняли журналистов, которые так хорошо относились к власти к учредителю. Областная власть — это учредитель канала. Она в этом смысле была безукоризненна, по крайней мере по тем сюжетам, которые я видел.
Гендиректор «12 канала» Артем Серов — ставленник нового губернатора Александра Буркова, тот позвал его с собой из Екатеринбурга. Канал он возглавил прямо перед выборами — и доверие оправдал. А вот журналистка, видимо, нет. Получить комментарий самого Серова Дождю не удалось.
Тахмина Тынысова, журналистка: Я на самом деле знала, что такое бывает в других регионах. Для меня это культурный и профессиональный шок, что здесь, в Омске на таком канале — самой такой правильной, правдивой и профессиональной — со мной может такое произойти, я даже не ожидала.
С цензурой на губернаторском канале она не сталкивалась, правда признает, что некоторые темы редакция обходила стороной, например, митинги Навального.
Тахмина Тынысова, журналистка: Я тогда пришла буквально на десять минут, я видела стримеров, блогеров, но нашу камеру я не видела — но почему ее там не было, я не могу сказать.
В Бурятии взялись за читателей. Местное МВД потребовало от редакции газеты «Номер один» вычислить по IP тех, кто критиковал губернатора. В списке — семь гневных комментариев под новостью о том, что правительство потратит семь миллионов на обновление автопарка и мебели.
Оксана Сажинова, главный редактор газеты «Номер один»: Какое нарушение увидело МВД, мы можем только догадываться — противодействие экстремистской деятельности и такая небольшая строчка, что есть комментарии, склоняющие к воспрепятствованию деятельности органов государственной власти. Мы, конечно, не ожидали, что будет такой резонанс, подобных новостей у нас на сайте множество — просто по поиску «госзакупки» выходит порядка 150 материалов.
В ответ журналисты не только не предоставили данные читателей, но и опубликовали новость о запросе.
Оксана Сажинова, главный редактор газеты «Номер один»: Переходим в публичное поле, чтобы и МВД знало, что мы не собираемся выдавать данные, даже по запросу. Самое удивительное — что к нам не обращался никто из правительства, никто не звонил, ничего не спрашивал.
В МВД республики на запрос Дождя не ответили. С правительством республики у газеты, по признанию Сажиновой, вообще отношения хорошие: «У нас здесь довольно свободная территория для высказываний в газетах и на телевидении».
Тахмина Тынысова так же думала и про свой родной Омск. Цензуры в ее вселенной раньше не существовало.
Тахмина Тынысова, журналистка: Я не Анна Политковская, сейчас не вторая чеченская, а здесь до сих пор в том или ином виде такие вещи продолжаются. Из-за каких-то не столь важных, как в моей истории, не столь принципиальных вещей.
Журналистка мечтает вернуться на «12 канал» — ждет помощи от местного Союза журналистов и Общественной палаты. Если не получится — придется уехать за работой в другой регион.
Тахмина Тынысова, журналистка: Если уж в отношении меня такие репрессии происходят, то представляю, под каким прессингом находятся журналисты, которые работают именно на политически острые темы, где затрагиваются интересы многих элитных кругов, бизнеса, политиков и прочих.