«Не ждите, девочки»: как за год в России накопилось долгов по зарплатам на 3.5 миллиарда рублей
Расследователи всемирной лаборатории экономического неравенства пришли к выводу — социальное неравенство в России достигло уровня революционного 1905 года. Правительство России распорядилось индексировать в будущем году зарплату бюджетникам на 4 процента при том, что Минфин, Центробанк и независимые экономисты по-разному подсчитывают инфляцию — от 3.5 процентов до 11. То есть эти четыре процента будут просто съедены. 45 процентов опрошенных участников форума политтехнологов, прошедшего в ноябре в Москве, считают, что после выборов начнутся акции протеста беднейших слоев населения. Или они уже начались, просто о них не говорят? Об этом — Тимофей Рожанский.
Строители московского метро выходят к штаб-квартире Следственного комитета. Кажется, это последнее ведомство, в которое они еще не обращались. Позади прокуратура, суд, общественная палата и даже администрация президента.
Мухудин — сварщик из Таджикистана, работал на станциях метро Ходынское поле, Полежаевская и Динамо. По договору с компанией «Глобатек» ему обещали платить 1700 рублей в сутки. Последний год ему платят 5000 в месяц.
Мухудин, сварщик: Это крик нашей души. Все говорят — все хорошо будет, но когда будет? Пустые обещания.
В последние два года компания «Глобатек», как и компания «Ингеоком» упоминается только в связи со скандалами с рабочими. Весь год сотни строителей метро пытаются вернуть свои деньги. Многие уже отчаялись и вернулись к себе на родину — в Таджикистан или Узбекистан. Мухудина дома ждет жена и пятеро детей, а сам он живет в подмосковном Лыткарино в маленькой комнате с еще четырьмя рабочими, хватает только на еду.
Акция стала, как минимум, третьим трудовым протестом за неделю. Первыми выделились дворники во Внуково, которые дружно пришли в ГБУ Жилищник потребовать обещанную прибавку к зарплате. По-хорошему расходиться рабочие не хотели, но вдруг появилась полиция. Начальники смотрят в договор и не видят там ничего про премиальную часть.
Дворники и правда больше не жалуются. По крайней мере, на камеру. За кадром некоторые из них объясняют, что официальная зарплата и правда полностью выплачивается, но премиальная часть, которая раньше платилась стабильно, сейчас на карточки дворников поступать перестала. И требовать ее официально у ГБУ Жилищник невозможно. И такая ситуация далеко не только во Внуково.
Илья Яшин, глава управы Красносельского района: ГБУ Жилищник — это монополист, который предлагает своим сотрудникам условия, не имеющие никакое отношение к соблюдению трудового законодательства. Я видел трудовые договоры на 20 тысяч рублей, я видел в каких условиях людей вынуждают жить, заставляя их работать с самого утра до позднего вечера.
В начале недели забастовку объявили учителя в селе Звериноголвское курганской области. Причина не оригинальна — они«недополучают деньги, стимулирующую часть, которая составляет 30 процентов от их зарплаты», «получают зарплату в 12 тысяч при нагрузке 21 час в неделю. Это только базовая часть, никаких стимулирующих 2 года уже нет».
Лидер протеста, разумеется, учитель истории — Владимир Кочеулов. Выживать на зарплату в школе он не может, поэтому стал предпринимателем.
Владимир Кочеулов, учитель истории: Крыши перекрываю, сантехнику ставлю, ремонт делаю. Дмитрий Анатольевич же советовал учителям заниматься бизнесом.
У Владимира сын, которого нужно кормить, но как бросишь школу, в которой десятки детей, обожающих своего учителя. Пока поддержка учеников — это единственное, чего удалось добиться за 2 года. Ни суд, ни следственный отдел пока учителям не помогают.
Шахтеры в Ростовской области выходят на митинги уже 2 года. В 2017 область вошла в топ-10 наиболее протестных регионов страны. Только на этой неделе там прошли 3 акции. Участники — шахтеры села Гуково, которые второй год ждут выплат. За 2 года количество участников акций только уменьшалось. Долги перед шахтерами обанкроченной компании «Кинг-коул» выплачивались. Но на всех денег не хватило.
Врачи шимской районной больницы под Великим Новгородом целый год не приносили домой денег. Чтобы выбить зарплату пришлось пойти ва-банк, то есть в суд.
К началу декабря задолженность работодателей перед своими сотрудниками составляла 3,5 миллиарда рублей.