Екатеринбург возвращает себе утраченную славу самого бесшабашного города России, казалось, навсегда убитую вертикалью власти. Для восемнадцатого года правления Путина такое редкость — группа политтехнологов и кандидатов в депутаты городской думы написала обращение к главе ЦИК Элле Памфиловой, и вот, как будто, в 90-е: нападения, телефонные угрозы, избиения. Две партии, «Гражданская платформа» и «Партия пенсионеров», оказались выброшенными из списков уже после печати бюллетеней. И самое страшное — с выборов снята по суду звезда «Уральских пельменей» Юлия Михалкова. За что воюют на Урале — Тимофей Рожанский.
Политтехнолог Ирина Маркина: Вдруг внезапно забежал молодой человек, плеснул зеленкой мне в лицо и тут же стремительно убежал.
В Екатеринбурге запахло зеленкой — хорошо еще, в глаза не попали. У Ирины, к счастью, зеленка на лбу и щеках, а на носу — выборы в городскую думу.
Политтехнолог Ирина Маркина: Поскольку он сказал, что это за Юлю, я это связываю с действиями наших оппонентов.
Юля — это известная КВН-щица Михалкова, ее на выборы не допустили из-за бракованных подписей. Но станет ли нападавший оставлять визитку на месте преступления? У нее и у клиента Ирины, кандидата в депутаты местной городской думы Елены Дерягиной, есть общий оппонент — Роман Тихонов.
Политтехнолог Ирина Маркина: Я двадцать лет в этой профессии, такого не было никогда. Даже в девяностые. И даже на Уралмаше, против Воробьева, против Хабарова я работала, никогда такого не было
Сильнее Ирины пострадала ее машина. Стекла раскрошили битами.
Политтехнолог Ирина Маркина: Сосед позвонил в домофон, сказал — ваша машина разбита. Я вышла и увидела, что машина действительно разбита вся битами.
За активную кампанию прилетело по голове еще одному политтехнологу — Денису Граматчикову. К сожалению, в прямом смысле этого слова.
Политтехнолог Денис Граматчиков: Я убирал коробку с документами в багажник своего автомобиля, на меня налетело несколько человек, ударили по голове, повалили на землю, пинали и украли коробку с документами.
Денис — глава штаба самовыдвиженца Владимира Нагибина. Сначала были звонки с угрозами, изуродованные кубы и баннеры, потом нападения.
Другой пострадавший от давления — муж другого члена штаба Нагибина. Полиция связывает нападение с деятельностью его жены.
Политтехнолог Денис Граматчиков: Мы видим, что у нашего оппонента достаточно финансовых средств, достаточно организационных. Зачем обращаться к средствам, которые давно вышли за рамки предвыборного законодательства, я просто не вижу оснований.
Оппонент — Алексей Вихарев от партии «Единая Россия», сын Андрея Вихарева. Многие в городе связывают его с ОПС Уралмаш. Количество нападений на кандидатов или их сторонников давно перешло на десятки. Горят машины, льется зеленка. Заголовки «Братва рвется к власти» вернулись на первые полосы.
Оперативники шли на захват наркопритона, а попали на транс-вечеринку. Впрочем, наркотики тоже нашли.
Вице-президент фонда «Город без наркотиков» Тимофей Жуков: Его когда стали принимать, увидели, что у него там тоналка, туши всякие, тени. Все подведено, губы накрашены. Такой растатуированный весь молодой человек
Тимофей Жуков — вице-президент знаменитого фонда «Город без наркотиков». В Екатеринбурге его все знают как общественника: он тренирует футбольную команду из детей-инвалидов, кормит бездомных и борется с наркотиками. Для «Единой России» — отличный кандидат с незапятнанной репутацией.
Вице-президент фонда «Город без наркотиков» Тимофей Жуков: Своим присутствием в думе я смогу обновить действующую власть, смогу принести своей энергией, своими действиями больше пользы. Многие люди в думе, они засиделись уже просто. У них задача — лоббировать свой бизнес, свои проекты. Я не функционер, бизнеса у меня нет. Я считаю, что эта бескорыстность, желание работать, поменять что-то в лучшую сторону, оно безусловно необходимо городу, как новое дыхание.
Название партии преемника Евгения Ройзмана не смущает. За свою репутацию он спокоен.
Вице-президент фонда «Город без наркотиков» Тимофей Жуков: Если я не захочу упасть в грязь, я не испачкаюсь. Более того, если я начну вдруг понимать, что что-то идет не так и мне приходится с совестью своей договариваться, то я не буду с ней договариваться, а просто сложу свои полномочия. Просто ЕР — это единственная партия, которая проводила праймериз, и у меня был шанс себя как-то проявить.
Но его бывший начальник считает, что Тимофей заблуждается.
Политик Евгений Ройзман: Во-первых Тимофей — человек незрелый и сам себе не принадлежит. Ему скажут сюда, он пойдет сюда, скажут туда — пойдет туда. Это тоже к интересам города не имеет никакого отношения. Это придуманная невостребованная история. Человек ищет, чем ему заняться. Это придуманная история, она неестественная.
Самого Тимофея мнение бывшего мэра и своего учителя не интересует.
Вице-президент фонда «Город без наркотиков» Тимофей Жуков: Того Евгения Ройзмана, за которым все шли, его очень быстро перестало существовать, когда он стал мэром и изменил свои позиции. И для меня того Ройзмана, которого я поддерживал, нет — и вряд ли он еще появится.
Анастасия Немец работает диспетчером в МЧС, а в остальное время помогает инвалидам. В политику по спискам партии власти она пошла с открытым сердцем и чистыми помыслами.
Общественный деятель Анастасия Немец: Хочется помочь людям. Не такая уж большая серьезная проблема, а вот бюрократия, замкнутый круг, отфутболивание — хочется просто по-человечески, имея какие-либо связи, сделать один телефонный звонок, чтобы не было той небезвыходной ситуации.
Стать заложницей чужих политических амбиций она не боится. Скрывать ей нечего.
Общественный деятель Анастасия Немец: Я бы не хотела, чтобы мое имя как-то запятнали. Я из народа, я с чистым сердцем и душой, искренняя и настоящая… Там уже тогда получается, пусть будет на их совести, если что-то пойдет не так.
Политик и журналист Максим Верников: Мой оппонент — это любой человек из ЕР, потому что даже если этот человек исходит из каких-то искренних намерений, он становится частью этой коррумпированной партии — партии, являющейся одной из главных составных частей бандитской вертикали власти. И мне очень жаль людей, которые искренне считают, что, работая на ЕР, они работают исключительно во вред, даже если делают что-то полезное.
Максим — завсегдатай митингов протеста, на президентских выборах в марте собирал подписи для Собчак. Но сам мимо выборов пролетел, без «помощи» конкурентов.
Политик и журналист Максим Верников: Выяснилось, что люди сообщали мне неверные паспортные данные, я попал в ситуацию, что собирать мне приходилось в достаточно короткий срок, и поэтому очень большое количество подписей приходилось собирать с людей по памяти, а они на память часто говорили адрес не официальный, а фактический, серию и номер паспорта путали.
Похоже, выборы в этот раз пройдут без оппозиции. А кандидаты от народа решили избираться от партии власти. Которая, впрочем, выборами не сильно обеспокоена и находит время не только на актуальное, но и на вечное.
Замсекретаря районного отделения «Единой России», бывшая модель Ольга Сметанина на выборы не идет. У нее сейчас есть дела поважнее. Конкурс красоты — «Мисс Единая Россия».
Замсекретаря районного отделения «Единой России» Ольга Сметанина: Я думаю, красота везде помогает. В любой сфере деятельности. В политике, в бизнесе, в семейной жизни. Все люди красивые, а женщины тем более. Не бывает некрасивых женщин. Уже потому, что они женщины.
Политик Евгений Ройзман: Мы наблюдаем очень серьезную такую апатию, большинство разумных людей эти выборы проигнорирует, явка будет около 18%, но тех, кто ведет. Те, кто связан с административным ресурсом, их это устраивает.
Фото: Yulia Mikhalkova / VK