«Уснул миллионером, проснулся должником»

Истории разоренных вкладчиков банков с отозванной лицензией
11/12/2016 - 01:09 (по МСК) Дарья Полыгаева
Поддержать ДО ДЬ

«Скоро Центробанк отзовет лицензию у самого себя» — гуляет на этой неделе фраза по интернету. Только прошедшая неделя — четыре банка‑жертвы из верхних пятисот. И если о банкротствах Внешпромбанка или «Нота‑Банка» становится известным из‑за их ВИП‑клиентов или необычных связях с полицейскими, то обычным вкладчикам вынуть свои застрахованные вклады становится все труднее. Самая модная схема спасения банкротов — bail‑in, когда вклады, которые все равно не получить, предлагают конвертировать в капитал банка. О новых жертвах войны за прозрачность банков — Дарья Полыгаева.

Режиссер и композитор Юрий Шерлинг рассказывает о потере всех своих сбережений, выдерживая театральные паузы: «Я прошел этот путь специально для того, чтобы пройти все стадии унижения. Я правоверный мазохист. В мире, в котором живу я, сегодня царит хаос».

Хаос начался три года назад, когда Шерлинг продал квартиру в Петровском переулке и отнес в «Мастер-Банк» три с половиной миллиона долларов — вдобавок к полутора миллионам, что уже лежали на депозите. Спустя пять месяцев у банка отозвали лицензию, а VIP-вкладчик даже не смог доказать, что он ― клиент «Мастер-Банка»: «Когда мы предъявили АСВ наши документы, служба безопасности АСВ меня придержала, задержала. Я был очень удивлен и спросил, в чем дело. На что мне было сказано, что наш договор вызывает у них сомнения».

У Шерлинга и многих других клиентов были на руках договоры за подписью главы банка, но не было ни кассовых чеков, ни выписок по депозитам. Его товарищами по несчастью оказались актриса Клара Новикова и, по слухам, даже родственники Никиты Михалкова.

Только треть вкладчиков хранили в «Мастер-Банке» относительно небольшие деньги — меньше одного миллиона и четырехсот тысяч рублей. Именно столько гарантированно компенсирует Агентство по страхованию вкладов.

Как рассказывает Шерлинг, глава «Мастер-Банка» Борис Булочник привлекал средства публичных людей, используя «еврейскую» тему. А помогал ему в этом советник Михаил Соркин. «Этот Соркин также себя преподносил в качестве еврейского деятеля. Он дарил машины в синагоги, устраивал какие-то званые вечера, привлекая тем клиентов. То есть вокруг этого банка образовывалась какая-то дополнительная культурно-религиозная деятельность», ― говорит режиссер.  

Но решающим по словам Шерлинга, стал даже не «еврейский вопрос». «В банке орудовал, как выяснилось, брат гаранта Конституции ― Игорь Путин, вице-президент банка», ― пояснил Шерлинг. «И первое, что ставилось во главу угла: „Старик, ну ты же понимаешь, ну Путин ― это же Путин“».

За три года после отзыва лицензии Юрий Шерлинг дошел до Конституционного суда, но так ничего и не добился. Суды то включали его в список кредиторов, то исключали из него. А сейчас дело и вовсе вернули в суд первой инстанции.

Предприниматель Нерсес Григорян, в отличие от Шерлинга, потерял не просто личные с бережения — он едва не лишился бизнеса. После отзыва лицензии у «Пробизнесбанка» офис его компании по установке кондиционеров помещается в тесной квартире в Химках. В банке пропали почти три миллиона рублей.

Нерсес Григорян, предприниматель: «Уснул миллионером, а проснулся и понял, что я не заработал, а должен миллионы».

После отзыва лицензии АСВ в первую очередь выплачивает потерянные деньги физическим лицам, затем сотрудникам банка и только потом ― предпринимателям.

«У тебя в один момент просто обрушился весь бизнес. Ты не просто потерял свои сбережения, потому что ты отнес их, как принято говорить, в „плохой“ банк. У тебя, как правило, на счету находятся либо какие-то оборотные средства, либо какие-то кредиты под залогом. Ты заложил там личное имущество», ― рассказывает Григорян.

Три миллиона рублей на его счет перевели за несколько дней до отзыва банковской лицензии. Устанавливать кондиционеры пришлось бесплатно. Теперь Нерсес представляет в суде интересы нескольких сотен таких же мелких предпринимателей. Там он пытается разобраться, насколько справедливо проходила процедура банкротства. После отзыва лицензии предпринимателям вернули только 13% от тех сумм, что лежали на их счетах.

ЦБ начал массово отзывать банковские лицензии три года назад, с приходом в Банк России Эльвиры Набиуллиной. Причем с каждым годом рынок зачищают все активнее. Во многих случаях сразу за отзывом лицензии следуют и уголовные дела, но президентам банков, как правило, удается вовремя уехать за границу.

Бывший глава «Мастер-Банка» сейчас на деньги, выведенные за границу, обживается то ли в Великобритании, то ли во Франции. Юрий Шерлинг настроен добиться справедливости: «Рано или поздно я его найду и спрошу у него за 5 миллионов долларов, отнятые у моей семьи». А пока идут суды, режиссер учится жить на пенсию в 8 тысяч рублей. Плюс московская надбавка.  

Фото: Константин Родиков/РИА Новости

Другие выпуски