Тургиново и Поминово. Репортаж из родового гнезда президента
В это Рождество президента Путина потянуло на родину предков — во второй раз с 2011 года Путин посетил тверское село Тургиново, где фактически из руин восстановили Покровский храм. Павел Лобков выждал неделю, пока все там уляжется и решил посмотреть на Тургиново без Путина.
Смотрите полную версию «Бремени новостей»
Лобков: Деревня, где молился Путин, была прелестный уголок. Храм, трансляцию из которого смотрела вся страна, виден отовсюду. Кроме него, свежепокрашенных зданий в селе просто нет, если не считать свежепосеребренного Ленина.
«Интересно, что именно с этими местами связан Президент Владимир Владимирович Путин родственными связями».
— Президент с людьми поздоровался, поздравил с праздником, с Рождеством нас всех.
Местная жительница показывает на отреставрированную церковь:
— На танцы туда ходили.
— Это в 80-х годах, вот когда тут был клуб когда-то.
Лобков: Надежду Гуляеву я встретил просто на площади перед тем самым храмом. Делать нечего, прогуливается по морозу.
Надежда Гуляева (местный житель): А работы нету. Где тут работать-то? Тут ее вообще нету.
Лобков: На Рождество церковь была полна молодежи, но через несколько дней деревня опустела. Те, кто может работать, днем в Твери или в Москве. Остались только те, кто помнит президента еще маленьким.
Николай (житель села Тургиново): Так, школьником он на шезлонге там отдыхал.
Андрей Миляев (настоятель храма): Мы молимся и за всю его семью, и за весь его род, который здесь был. И это весь приход в благодарность отмечает. Мы в тепле, у нас все хорошо, такой островок благоденствия.
Лобков: Это интервью настоятель Андрей Миляев, который вел рождественское богослужение, дал год назад. В деревне мы его не застали, как и главу администрации, у всех почему-то оказались срочные дела. Ныне церковь опустела. Островок благоденствия закончился на другой стороне площади.
Лариса (местный житель): Дому 60 лет. И ни разу не делался ремонт. Вот посмотрите, как у нас крыша течет. А средств нет, чтобы его сделать. Вот посмотрите, у нас все валится. Проходите, не бойтесь. Вот, пожалуйста, смотрите. Как можем, затыкаем.
Лобков: Зато до работы Ларисе идти недалеко, в соседний магазин.
Лариса: Я говорю, лучше б детский сад построили, чем эту приходскую школу. Детям в садик некуда ходить.
Лобков: Первооткрывателем Тургиново был тверской журналист Валерий Бурилов. Еще в далеком 2000 местные жители рассказали ему о тверских корнях Президента Путина, о церкви, где крестили его родителей. И закипела работа. Храм буквально выстроили заново, нашли и могилы предков.
Бурилов (журналист газеты «Тверские ведомости»: Крестик обычный, железный. Написано, что, мол, Елизавета Алексеевна Шеломова, была расстреляна немцами 15 октября 1941 год. Путин стал Президентом России, это кладбище, попросту говоря, снивелировали, и на месте захоронения бабушки поставили огромный гранитный обелиск.
Лобков: Но настоящее родовое гнездо Президента — соседнее село Поминово. Оно в запретной зоне, на территории президентской же резиденции Завидово. Чтобы преодолеть пост, прикидываемся местными и спозаранку на промерзшем автобусе. В голову приходит заголовок: «Журналисты телеканала Дождь замерзли на родине Президента». Путиным тут когда-то принадлежало пять домов, и лишь в одном горят окна.
Галина Лабудина (троюродная тетя президента): Я Путину какая-нибудь тетка, какая-нибудь дальняя. Мой отец и отец Владимира Владимировича они двоюродные братья.
Лобков: Галина Лабудина, в девичестве Путина, на историческом богослужении в соседней деревне не была и не выполнила наказ односельчан — передать ему челобитную о восстановлении больницы.
Лабудина: Мы так думали, что это так просто подойти и передать. Но через охрану, нет, говорит, им нельзя передавать, они не возьмут это письмо.
Лобков: Зимой в Поминово обитаемо всего пять домов. В остальные на лето приезжают московские дачники. Общая для двух сел больница построена в 1899 году.
Александр Кенжин (главврач тургиновской больницы): Было 25 коек. Но это когда было? Два года назад. Был круглосуточный стационар. Социальных больных перевели в другую больницу в Оршу, а эту сократили, да.
Лобков: Зато в Поминово синим цветком горит газ. Благодаря фамилии дальней родственницы сами знаете кого.
Лабудина: Я говорю, проведут газ — напишу книжку «Хождение по мукам в период власти Путина». Думаю, напишу, уж как я страдала. Но потом все сделали, я успокоилась, и вся страна довольная. Это, конечно, благодаря Путину.
Лобков: Единственная обида у Галины Александровны за московского племянника Александра Путина, тоже из этих мест. Он написал огромное исследование «Род Путиных», а вручить национальному лидеру не получилось. Зато посередине деревни стоит отчий дом, куда Президент, может, и вернется после отставки. По крайней мере он отреставрирован, и газ туда тоже подвели, правда, не живет никто. Калитка к дому родителей Президента крепко заварена. Дом необитаем, но отреставрирован. На участке тоже следов никаких нет, и можем посмотреть только через забор на него. Но он, по крайней мере, восстановлен, со всеми наличниками, неким меценатом.
Владимир (житель села Поминово): Афганец купил его. А когда узнали, что он родня, они приехали, выкупили этот дом…
Лобков: Они это кто?
Владимир: Путинская, кто там…
Лобков: Администрация, да?
Владимир: Ну да. И все так, а им построили другой дом вместо этого дома.
Лобков: А сами они тоже здесь живут или в другом месте?
Владимир: Кто?
Лобков: Эти афганцы-то.
Владимир: Афганец утонул сам.
Лобков: А в островок благоденствия мы так и не попали. Священник ведь уехал, а значит все закрыто, даже службы в храме отменили.