Гадкое перуново племя: как защитники парка «Торфянка» стали «неоязычниками»
Главное — найти нужное слово. Те, кто за зеленые насаждения и против новых храмов — кто они? Разгневанные горожане? Нет, они «неоязычники» и «сектанты». По крайней мере так почти месяц назад патриарх Кирилл поставил диагноз защитникам парков, сказав, что, возможно «изначально это была не защита парка, а борьба с христианским символом», а значит, и церковь должна предпринять «соответствующие действия». Правоохранительные органы, отделенные от церкви, восприняли это как прямое руководство к действию. Что находят под кроватями у «неоязычников» во время ночных обысков — Тимофей Рожанский.
Споры и стычки из-за парка «Дубки» продолжаются с начала года. Тогда местные жители узнали, что на месте детского сада прямо у парка решили строить жилую высотку. «Нас очень удивило, что так легко, без информирования жителей, изменили функциональное назначение участка, на котором сейчас строится дом», ― рассказывает муниципальный депутат Тимирязевского округа Татьяна Михайлова. Будущим жильцам обещающий престижный, утопающий в зелени вековых дубов дом с уникальными видами.
По словам Татьяны Михайловой, ради одобрения проекта градостроительная комиссия собралась в необычном составе: «В нашем случае всё произошло таким образом. Представлявшими этот проект на рассмотрение градостроительной комиссии были два человека: госпожа Княжевская, представитель Москомархитектуры, и, как ни странно, господин Хуснуллин».
Вице-мэр по строительству Марат Хуснуллин известен сносом исторических домов в центре Москвы и войной с конструктивизмом. «Я считаю, что, безусловно, в городе должны быть памятники каждого периода. Это тоже памятник. Это плохая архитектура, это плохое решение, но это наше историческое решение, мы эти памятники не должны забывать. Наверно, надо оставить эти памятники. Но сказать, что надо оставить все здания в таком ветхом состоянии…», ― рассуждал Хуснуллин в эфире Дождя.
Чтобы защитить парк, активисты обратились в центр Transparency International. Заместитель генерального директора организации Илья Шуманов рассказал: «Мы решили провести собственное расследование по этой истории, в ходе которого выяснили, что советник вице-мэра города Москвы через своего родственника участвовал в организации сделки по продаже доли в компании, которая стоила 240 миллионов рублей. После этой сделки компания получила все требуемые разрешительные документы для организации строительства на территории этого парка».
Марат Хуснуллин появился в Москве одновременно с новым губернатором Сергеем Собяниным. Градозащитники и расследователи говорят о том, что с собой он привез целый казанский десант чиновников. Большую часть детства Хуснуллин провел в Чистополе. Землячка Хуснуллина Наиля Хайрутдинова вспоминает: «Вон там пониже жил Марат Хуснуллин, вот здесь, на Гафури. Мы все ходили на колонку. Я жила вот за этой трехэтажкой, на улице Джамбула. У меня братишка 1965 года рождения. Они все вот здесь играли в чехарду».
Наиля помнит Хуснуллина с детства. Здесь же, на Гафури, жил еще один будущий влиятельный чиновник ― сенатор от Татарстана Ильдус Ахметзянов. «Это школа №2, где я десять лет училась. Эту школу заканчивали Марат Шакирзянович Хуснуллин и Ильдус Талгатович Ахметзянов. Они одноклассники, родственники», ― рассказывает Хайрутдинова.
Теперь Наиля и ее муж Рамиль судятся с родственницей своего товарища по детским играм. Сватья сенатора заказала им постройку дома, а когда он был почти готов, клиентка подала в суд и неожиданно потребовала крупную компенсацию.
По словам Рамиля Хайрутдинова, Ахметзянов не согласился помочь им в решении проблемы: «Он две недели живет и работает в Чистополе, две ― в Москве, как он мне говорил. Я спрашиваю: „Что делать? Это твоя родственница, она же не платит“. Мы же друг друга знали, отношений дружеских, конечно, не было. Он говорит: „Отдай этот миллион, и все“. А как я этот миллион отдам, когда она сама мне два миллиона должна? Он сказал: „Я не знаю, сам с ней разбирайся“».
До 2014 года Ахметзянов возглавлял Чистопольский район, а затем, быстро пройдя через пост члена Госсовета Татарстана, был делегирован сенатором и оказался в Москве через четыре года после Хуснуллина.
Но и после отъезда нынешних вице-мэра с сенатором в городе еще достаточно влиятельных Хуснуллиных, например, совладелицы отеля «Чистополь» Алина и Роза Хуснуллины. Алина Маратовна Хуснуллина, возможно, дочь московского вице-мэра.
Наиля Хайрутдинова: Теперь нам не дают работать. У нас пени уже год идут, нам уже звонили, говорили: «Мы заберем у вас дом». Они заберут, потому что этот дом брали в ипотечном агентстве Симакова. На реструктуризацию не идут.
Доля в ипотечном агентстве, где работал директором Андрей Симаков, принадлежала компании «Татстрой» с Хуснуллиным в совете директоров. Почти половина акций агентства принадлежала ипотечной компании Ильдуса Минниханова, советника вице-мэра и родственника совладелицы компании-застройщика в том самом парке «Дубки».
В двухтысячных «Татстрой» ― одна из крупнейших строительных компаний Татарстана. Ее расцвет пришелся на то время, когда Марат Хуснуллин был республиканским министром строительства. В 2008 Хуснуллин пролоббировал для «Татстроя» госзаказ на строительство жилья в Казани по программе социальной ипотеки. Земфира Ахметшина-Ахметзянова, жительница одного из этих домов, полагает, что здания уже требуют капитального ремонта: «Сыпется штукатурка, каждое утро уборщица убирается. Сегодня огромный кусок свалился. Трещины огромные по периметру. Всё это дает усадку».
В 2011 году выручка «Татстроя» резко упала. По совпадению незадолго до этого Марат Хуснуллин покинул Татарстан и возглавил строительный комплекс Москвы. «Татстрой» оказался на грани банкротства, а со временем был ликвидирован, но это не помешало карьере его менеджеров. Бывший гендиректор «Татстроя» Линар Губайдуллин сейчас руководит компанией «Мосэкострой», которая занимается практически всеми новыми мусорными полигонами в столице.
«Мы проанализировали некоторое количество крупных коммерческих компаний в Татарстане и выяснили, что такие компании, как „Татсельжилкомхоз“, „Водоканалсервис“, „Татстрой“, ― то есть компании, которые входили в зону ответственности Марата Хуснуллина, ― странным образом принадлежат одной и той же компании „Авердикс“, которая имеет, в свою очередь, двух собственников. Одна часть компании принадлежит офшору на Британских Виргинских островах Averdix Corporation, вторая ― британской компании Averdo Property Management», ― поделился результатами расследования Илья Шуманов.
Transparency International выяснили, что директором Averdo Property Management Limited как раз с 2005 по 2010 годы была некая Роза Хуснуллина. Гражданка Великобритании Роза Хуснуллина, 1944 года рождения, указала в учредительных документах адрес в Казани. Земля под домом ранее принадлежала Марату Хуснуллину. Женщина действительно живет по этому адресу, но от разговора с Дождем отказалась, сказала только, что ее сын Марат Хуснуллин ― «большой человек в Москве».
«Итогом расследования стало то, что мы выяснили, что мама Марата Хуснуллина управляла британской компанией, которая владела российской компаний, скупавшей крупные компании в Татарстане и входившей в зону ответственности ее сына. Сам господин Хуснуллин участвовал в принятии решений в отношении этих коммерческих организаций», ― заключил Шуманов.
«Жители вместе с муниципальными депутатами написали огромное количество заявлений, запросов и жалоб во все возможные департаменты с просьбой сказать, где же здесь будут наши дети учиться, в какие детские сады будут ходить», ― рассказала Татьяна Михайлова. Она по-прежнему надеется, что стройку возле парка «Дубки» удастся приостановить.
Этим летом в Москве уже протестовали против вырубки деревьев в парке Кусково. Тендер на строительство дороги выиграла компания «Мосинжпроект». Ее директор Марс Газизуллин ― бывший заместитель Хуснуллина в Минстрое Татарстана. Проблему решили изящно: чтобы сам предмет спора исчез, чиновники просто уменьшили исторический парк ровно на площадь будущей застройки.
*По решению Минюста России Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.