«Бывший губернатор и мэр — мои ученики». Кому отомстит отсидевший 19 лет теневой хозяин Златоуста
В Златоуст, это в Челябинской области, вернулись 90-е и главная местная знаменитость Александр Морозов. Всю путинскую эпоху и кусок ельцинской он провел на нарах. Гроза Урала — заказные убийства, водочный бизнес, захваты предприятий, разборки, депутатство — в общем, к успеху шел. Теперь Морозов вышел и утверждает, что полностью изменился. Правда, собирается возвращать себе имущество, которое за время его «отсидки» переписали на себя компаньоны.
Мы встретились с Морозовым, чтобы попробовать понять, как выглядит наше время глазами человека, который в последний раз был свободным при Ельцине. И почему он теперь ударился в духовность и создает свою религию.
В свои 47 лет Александр Морозов совсем не похож на нагловатого парня, наводившего ужас на Златоуст в девяностые. На часах 10 утра — пора принимать население. Пенсионерки Любовь Ивановна и Лариса Германовна жаловались бывшему лидеру одной из самых жестоких преступных сообществ на угрозу их огородам.
Быстро пообещав старушкам защиту, он откланивается — впереди еще несколько встреч. По дороге Морозов часто повторяет: всем лучшим, что есть в нем теперь, он обязан тюрьме и книгам.
Александр Морозов: В тюрьме мне попались труды русского философа Ивана Ильина.
Тюрьма и любимый философ Путина с Михалковым сделали его покладистым — теперь Морозов всегда с почтением говорит о начальстве.
У нас есть достойный лидер, Путин. Мне кажется, лучше него не было. Тот же Ильин так же проповедует.
То ли дело раньше — в 1996 молодой Морозов всерьез претендовал на полноту власти в городе. Вот он по-хозяйски входит в мэрию, чтобы обеспечить доступ своих наблюдателей. Тогда криминальную власть он решил конвертировать в законодательную
В начале 90-ых бизнес-империя мастера спорта по боксу Морозова выросла из маленькой фирмы, закупавшей зерно и продававшей дешевую водку.
Очень скоро эта «золотая жила» сделает Морозова хозяином города. Конкуренты один за одним гибли в перестрелках или загадочно исчезали. К 1996 Морозов — совладелец нескольких заводов, банков и монополист всей мелкой торговли Златоуста. На пике карьеры портфель с его бумагами скромно носил нынешний мэр города Вячеслав Жилин.
Да, был помощником, когда я был депутатом. Ну тогда же он тоже не знал, что я преступник. Да если так брать, то и Юревич был учеником моим.
Михаил Юревич, о котором вспоминает Морозов — это нынешний областной губернатор. Солидные единороссы теперь не спешат вспоминать старые связи с Морозовым. Хотя в каком-то смысле они все его ученики.
Все, кто после меня здесь начал в политику играть, они же все на моих ошибках учились.
В его деле были перестрелки, погони и загадочное самоубийство златоустовского прокурора Хадыева. Это Хадыев инициировал проверку после того, как Морозова обстрелял ОМОН.
Потом оказалось, что в меня постреляли законно, а прокурор Хадыев застрелился.
За 20 лет тюрьмы Морозов лишился почти всего имущества. Теперь оно принадлежит бизнесмену Валерию Ульданову, который вырос в одного из самых влиятельных и богатых людей Златоуста. Теперь Морозов будет отбирать у бывшего компаньона свои заводы и магазины. Правда, не как раньше — а через суд.
Я ему сказал, что ты никогда не решал, когда я рядом, че тебе делать, а че другим делать – я решал. Поэтому ты даже рот не разевай.
Сегодня он уже в обычной одежде. А странную фиолетовую сутану он надевает на встречи своего «Братства Морозов – Златоуст».
Я сегодня работаю в таком легком режиме, не в официальных учреждениях, а посещаю свою родную землю, свои родные огороды златоустовские...
Полумонашеский орден за всеобщую справедливость Морозов придумал в тюрьме, когда решал, чем заняться после освобождения.
Религия, вот чем нужно заниматься. Вот это достойное дело.
Вглядываясь в тюремный телевизор, Морозов понял главное — опереточных акул бандитского капитализма окончательно вытеснили тихие государственники.
Что сделал Путин? Он же тоже собрал нормальных мужиков: Шойгу, Патрушев, Иванов...и вся его команда — Казак там, все нормальные мужики. Тоже собрались, объединились, собрали нормальное братство. Просто они публично это не заявляли.
Морозов взял на вооружение технологию спама, освоенную им в заключении. То есть под копирку пишешь без разбору всем- от приемной президента до санэпидстанции. Так в тюрьмах жалуются на условия содержания. По крайней мере, публично он готов начать карьеру профессионального сутяги. Хоть он больше не хозяин города, люди-то свои.
Все дела, уголовные, гражданские, состоят все их нюансов. Вы в своей суете мира не замечаете их, а я в такой ситуации там оказался — 19 лет взаперти — у меня выхода не было. Мне надо было мозги тренировать в этих нюансах.
Он быстро нашел последователей. Морозов обещает им борьбу за справедливость и доход от пятидесяти тысяч — для провинциалього Златоуста это большие деньги.
Вот такой народный фронт от зэка-ветерана. Главное — не вступать в прямое соприкосновение с властями, они ведь не такие уступчивые, как 20 лет назад.