29 июня 2016 года жителя Тамбова Геннадия Денисова задержали на улице недалеко от дома сотрудники вневедомственной охраны МВД. Через неделю, 6 июля, сестре позвонили: ваш брат скончался в больнице, забирайте тело.
Татьяна Болтнева, сестра погибшего Геннадия Денисова: Он не думал, что с ним произойдет дальше, конечно, он уверен в своей невиновности. Он, уверенный в своей невиновности, сел в машину эту проклятую. Все, больше его живым никто не видел.
Вот уже третий год старшая сестра Денисова Татьяна Болтнева пытается выяснить, что все-таки случилось с братом и кто виноват в его смерти.
Татьяна Болтнева, сестра погибшего Геннадия Денисова: Он мой родной брат, единственный, никому в жизни ничего не сделал плохого, никогда. Ребята на похоронах даже плакали. За что его было убивать и зачем его было брать?
Сотрудник вневедомственной охраны Алексей Четырин, который задерживал Денисова, позже написал в рапорте: шел, шатался, чем оскорблял человеческое достоинство.
Находился в состоянии алкогольного опьянения, присутствовал резкий запах алкоголя изо рта, имел неприятный внешний вид, грязные штаны.
Татьяна Болтнева, сестра погибшего Геннадия Денисова: Он должен либо валяться, либо обозвать, либо в неприличном виде — и должны быть подписи, кого он оскорбил, а их нет в природе.
В качестве свидетелей — сотрудники ОВД, как под копирку повторяющие текст протокола. Сестра Геннадия утверждает: все, что написано в рапорте, не похоже на ее брата. За час до задержания он заходил к знакомой — был в чистой одежде, трезвый.
Татьяна Болтнева, сестра погибшего Геннадия Денисова: У нас есть свидетели — мои соседи, его соседи, никто никогда его не видел шатающимся.
Почему вообще вневедомственная охрана задерживает прохожих просто на улице — тоже большой вопрос. Сейчас это ведомство расформировано, и получить там ответы нельзя.
Татьяна Болтнева, сестра погибшего Геннадия Денисова: В чем провинился мой брат, что парится там? Он вообще там находится девять, уже десятый час утра на следующий день.
Составив протокол о появлении в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющего человеческое достоинство, сотрудники вневедомственной охраны отвезли Денисова в УВД. В камере он провел весь вечер и всю ночь. На кадрах видео видно, что он ходит по камере, как будто просится в туалет, подходит к решетке. Затем мужчина оказывается в слепой зоне. Возвращается он уже на полусогнутых ногах — ему плохо.
Татьяна Болтнева, сестра погибшего Геннадия Денисова: Сейчас его будет двигать, ворочать, до приезда скорой помощи. Он не имел права этого делать. Он меняет картину, понимаете? Когда врач должен войти и увидеть, что случилось с человеком.
Что именно произошло за эти несколько минут — главная загадка. Видео с камер в коридоре следователь запросил только через полгода, но файлы уже удалили. Сестра уверена — брата избили, но в полиции все отрицают.
Адвокат Светлана: Сам факт того, что вот это судорожное началось состояние и указывает на то, что были нанесены удары, и вот она — кровь. Они утверждают, что кровь шла только из носа — а что смывали тогда с затылочной части?
Татьяна Болтнева, сестра погибшего Геннадия Денисова: Я подозреваю, что они переборщили, что избили его. Они не рассчитывали на то, что у него есть такая сестра.
Из камеры Денисова за шиворот вывели сотрудники полиции. Прибывший врач скорой написал в заключении — признаков алкогольного опьянения нет. Дальше мужчину возили по больницам — в итоге госпитализировали в наркологию. Как показала подчерковедческая экспертиза — согласие на госпитализацию за Денисова подделали.
Родственникам Денисова о случившемся сообщили только через неделю, чтобы забирали тело. В морге сестра ужаснулась.
Татьяна Болтнева, сестра погибшего Геннадия Денисова: Все вот в охране ребята говорят — это электрошокер на правой руке. Нос разбитый, нос перебит, очковые кровоподтеки, губа верхняя пробита. Он здесь на себя не похож.
Врачи в больнице объяснили: Денисова привязывали мягкими бинтами, отсюда и следы. Причина смерти — отек мозга. Пообщаться с ними не удалось — лечащий врач умер через год после Денисова. Начав собственное расследование, Болтнева обратилась в Росздравнадзор: там постановили, что пациента не лечили вовсе.
Светлана, адвокат: Он был дезориентирован во времени и пространстве, и есть бумага из органов Росздравнадзора, где указывается, что надлежащая медицинская помощь не оказывалась. Все это документально подтверждено.
После такого заключения в отношении врачей все-таки завели дело о причинении смерти по неосторожности. Но все это время Болтнева добивается еще одного — чтобы наказали и полицейских. Доследственная проверка идет уже третий год.
Татьяна Болтнева, сестра погибшего Геннадия Денисова: Получается, что закон есть, что могли его взять. Получается, я бьюсь в стену, об стену.
Следствие настаивает: ее брат пил, а значит взятки гладки. Показания о том, что погибший якобы злоупотреблял алкоголем, дает 26-летний Александр Рыков. Он был в камере с Денисовым в ту ночь. Мы попытались пообщаться с ним, но он не открыл дверь.
Соседка Александра Рыкова: Да он трус последний и алкаш. Он не просыпается, он в пьяном бреду все время — как ему можно доверять. Он трус, он что угодно скажет.
Лидия Рыбина, руководитель «Тамбовского областного правозащитного центра»: Октябрьский РУВД, они себя не сдерживают. Они руки прикладывают к арестованным, к задержанным, причем задерживают они не всегда справедливо. Даже когда, его и не надо задерживать.
Бывший член тамбовской ОНК Лидия Рыбина хорошо знакома с порядками в тамбовских ОВД. Ее сыну, правозащитнику Валерию Рыбину, в одном из отделений города сломали пальцы — задержали якобы за мат в общественном месте.
Лидия Рыбина, руководитель «Тамбовского областного правозащитного центра»: В коридоре, на втором этаже, они его свалили на пол. Затем схватили его за руки, швыряли его со второго этажа лестницы. Привезли когда в отделение полиции, он стал у них допытываться: а за что вы меня здесь посадили? Вот тогда они его снова повалили на пол, одной ногой какой-то работник встал ему на икру ноги, а второй ногой он встал ему на ладонь, на пальцы. В результате он сломал ему три пальца. Это все — якобы он, стоя на втором этаже, выразился нецензурными словами, а они, стоя на улице, якобы это услышали.
Чтобы докопаться до истинной причины смерти брата, Болтнева заказала независимую экспертизу. Эксгумацию сделали еще летом — биоматериал должны были направить в Саратов. Но на недавнем заседании выяснилось совсем неожиданное: следователь старший следователь по Октябрьскому району Тамбова Игорь Сафронов, ведущий это дело, заявил, что внутренние органы Денисова хранятся в Следственном комитете. Сафронов при встрече отказался комментировать Дождю это дело.
В сухом остатке — молчание полиции, затянутые проверки, куча пробелов в обстоятельствах смерти и два с половиной года хождения по замкнутому кругу.
Адвокат Татьяны Болтневой Вера Савочник: Помощник прокурора, который вот эти проверки проводит, сказала ей, что вам надо еще — брата вы не вернете, дело скоро все равно закроется по истечению срока давности. И вот это дело так кругами и ходит.